Регулирование рынка рабочей силы

Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели.

1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся- мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.

2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.К положительным последствиям можно отнести следующие:

1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны.

2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.

2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции. На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок. Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений. Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).

4. Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах

Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений от экспорта рабочей силы

налоги с прибыли фирм-посредников 1. налоги с прибыли фирм-посредников;

2. непосредственные переводы эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников;

3. личное инвестирование мигрантов в экономику своей родины (привоз на родину современных средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг);

4. капиталы от стран-импортеров рабочей силы, выделяемые в рамках программ, направленных на стимулирование экономического роста стран- экспортеров.

Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли.

МЕЖДУНАРОДНАЯ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ

В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Современный этап развития мировой экономикихарактеризуется дальнейшим развитием все-

сторонних взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами, все более очевидным

становится превращение каждого из них в органическую составляющую мирового хозяйства.

Экономическая интеграция- сближение и взаимопроникновение национальных экономик на основе общности рынка товаров и услуг (включая рабочую силу), объединение капиталов и проведение согла-

сованной межгосударственной политики. Основные факторы развития экономической интеграции:

1) интернационализация научно-технического развития;

2) развитие мировой инфраструктуры;

3) оптимизация мирового производства;

4) формирование на мировом рынке среднемировых

издержек производства;

5) международное разделение труда.

Признаки интеграции:

1)взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

2) на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

3) необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов;

4) возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (инсти-туциональные структуры).

Условия интеграции:

1) развитая инфраструктура;

2) наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая

и экономическая база). давнего времени была сравнительно слабо вовлечена в международное общение;

6) международный обмен научно-техническими знаниями. Фронт мировой науки и техники стремитель-

но расширяется. В сочетании с их быстрым развитием это приводит к тому, что ныне ни одна страна в одиночку не в состоянии решать все вопросы научно-технического прогресса (НТП) и тем более быть лиде-

ром на всех его направлениях. Все это ведет к интенсивному процессу формирования меж-

дународного интеллектуального разделения труда;

7) возрастают масштабы международной миграции рабочей силы,к которой начинают подклю-

чаться в качестве экспортеров Россия и другие государства, образовавшиеся на территории быв-

шего СССР. Международная миграция рабочей силы- неотъемлемая часть процесса интер-

национализации международной экономической жизни. Массовое перемещение трудовых ре-

сурсовчерез национальные границы стало возможным в связи с общими процессами, вызвав-

шими интернационализацию и одновременно опирающимися на них;

8) одновременно с растущей интернационализацией воздействия производства и потребления на при-

родную среду растет потребность в международном сотрудничестве, направленном на решение

глобальных проблем современности (охрана природной среды, освоение Мирового океана, космоса, помощь голодающему населению развивающихся стран и др.).

Наши рекомендации