Стратегия и тактика маркетинга. Управление маркетиннгом.
Общие понятия о маркетинге. Его принципы, цели и задачи.
Сущность, основные понятия маркетинга
Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
Главная цель маркетинга – производить то, что продается, а не продавать то, что производится.
Маркетинг - это социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги благодаря их разработке, продвижению и реализации.
Применение маркетинга фирмой характеризуется наличием в ее деятельности следующих трех черт, являющихся сущностными признаками маркетинга:
1) ориентация фирмы на потребности клиентов (маркетинговая философия);
2) применение множества инструментов рыночной политики (маркетинг-микс);
3) целенаправленная координация всех видов деятельности в сфере сбыта (маркетинговое управление).
Задача маркетинга - это использование общественных потребностей для создания возможности получения прибыли. Маркетинговая деятельность направлена на создание определенных стандартов жизни.
маркетинг - это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп посредством создания предложения и обмена товаров.
2. Основные принципы маркетинга:
1) производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;
2) наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя, обеспечение его средствами для решения конкретной проблемы;
3) эффективная реализация продукции и услуг на определенных запланированных рынках, объемах и в намеченные сроки;
4) обеспечение долговременной результативности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности фирмы, что предполагает постоянный задел научно-технических идей и разработок для подготовки производства товаров рыночной новизны;
5) единство стратегии и тактики производителя в целях активной адаптации к изменяющимся требованиям покупателей при одновременном воздействии на формирование и стимулирование потребностей.
Цели системы маркетинга
- достижение максимально возможного уровня потребления, что, в свою очередь, создает условия для наибольшего роста занятости, производства и богатства;
- достижение максимальной потребительской удовлетворенности;
- предоставление максимально широкого выбора товаров и услуг;
- максимальное повышение качества жизни.
Понятие качества жизни складывается из:
а) количества, качества, ассортимента, доступности, стоимости товара
б) качества физической среды
в) качества культурной среды
Спрос и рынок
Спрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. В современной рыночной экономике различают 8 состояний спроса и определяют соответствующие этим состояниям задачи маркетинга.
1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. Задача маркетинга при этом состоит в необходимости проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативные отношения рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.
2.Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть незаинтересованными в товаре или безразличными к нему.
3. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Это спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны, более экономичные автомобили. Задача маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на свои товары. Задача маркетинга (ремаркетинг) – обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
5. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки, например, транспорт в часы «пик». Задача маркетинга (синхромаркетинг) - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
6. Полноценный спрос. В этом случае организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга (поддерживающий маркетинг) - поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предложения и усиливающуюся конкуренцию.
7. Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Задача маркетинга (демаркетинг) - найти способы временного или постоянного снижения спроса с помощью таких мер, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение сервиса.
8. Нерациональный спрос.- Это спрос на товары, вредные для здоровья (винно-водочные и табачные изделия, наркотики). Задача маркетинга (контрмаркетинг) - убедить любителей вредных привычек отказаться от них. Для этого распространяются устрашающие сведения, резко увеличиваются цены и ограничивается доступность товара.
Стратегия и тактика маркетинга. Управление маркетиннгом.
Сущность и основные понятия
Стратегия маркетинга – это принципиальные среднесрочные или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия маркетинга на достижение поставленных целей.
Стратегия маркетинга разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения товаров, покупателей, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства.
Тактика маркетинга – формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени на основе стратегии маркетинга, оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов.