Оформление и защита курсовой работы
Самара 2006
Составитель:Е.В.Семёнычев
ББК
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» /Самарский государственный аэрокосмический университет; Сост. Е.В. Семёнычев. - Самара, 2006. – 16 с./
Даны методические указания и варианты к выполнению курсового проекта по дисциплине «Маркетинг» для студентов факультета экономики и управления СГАУ специальностей 080507 «Менеджмент организации» и 080116 «Математические методы в экономике». Приведены рекомендации по выбору темы курсовой работы, объяснены цели и критерии оценки выполнения курсовой работы студентами указанных специальностей.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева.
Методические указания разработаны на кафедре экономики и составлены в соответствии с учебным планом.
Рецензент:
доцент кафедры организации производства, к.э.н. Солунина Т.И.
Оглавление
Введение 4
Выбор темы курсовой работы 4
Содержание, структура и методика выполнения курсовой работы 5
Оформление и защита курсовой работы 7
Варианты тем для теоретической части курсовой работы студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» 10
Варианты тем для теоретической части курсовой работы студентов специальности 080116 «Математические методы в экономике» 12
Рекомендации к выбору и варианты формулирования задания к практической части курсовой работы 13
Рекомендуемая литература для выполнения практической части курсовой работы 15
Пример оформления титульного листа курсовой работы 16
Введение
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Маркетинг», в соответствии с учебным планом специальности 080507 «Менеджмент организации» и специальности 080116 «Математические методы в экономике», обобщает и завершает изучение курса «Маркетинг». Основные цели курсовой работы заключаются в следующем:
- систематизация, расширение и закрепление полученных в результате изучения дисциплины знаний;
- освоение практических навыков проведения полевых маркетинговых исследований;
- освоение практических навыков определения требуемых источников информации для проведения кабинетных исследований.
В процессе написания и защиты курсовой работы студенты должны проявить знание теоретических и методологических основ маркетинговых исследований, организации исследования, методов сбора и анализа информации, провести оценку затрат на проведение исследования.
Курсовая работа должна быть выполнена, сдана на кафедру и защищена в установленные сроки. Студент, не защитивший курсовую работу, к экзамену по дисциплине «Маркетинг» не допускается.
Выбор темы курсовой работы
Тема теоретической части курсовой работы выбирается по указанию преподавателя, например, в соответствии с номером по списку в группе. Тема практической части курсовой работы выбирается студентом самостоятельно в рамках предлагаемой тематики по согласованию с руководителем. Темы могут быть подобраны индивидуально исходя из заинтересованности студента в конкретных маркетинговых исследованиях, связанных с предполагаемым после обучения местом работы, проведения практики, планируемым направлением собственного бизнеса и т.п.
Избранная тема практической части в любом случае должна быть согласована с руководителем работы в течении 2-х недель после начала семестра. Если согласование не было произведено, студенту может быть отказано в приеме курсовой работы независимо от качества ее исполнения.
Содержание, структура и методика выполнения курсовой работы
Курсовая работа должна включать в себя следующие разделы:
1. Введение
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
4. Заключение.
Во введении отражается актуальность разрабатываемой темы и ее значение для совершенствования управления маркетингом, определение будущего объекта практического исследования и цели и задачи курсовой работы. Также во введении дается краткая характеристика основных разделов работы. Объем введения не должен превышать 3 страницы машинописного текста.
Содержание теоретической части зависит от характера выбранной темы, должно быть хорошо структурированным, логически увязанным, представлять собой законченное исследование выбранной темы. Объем до 10 страниц машинописного текста.
Практическая часть содержит описание и результаты разрабатываемых студентом по выбранному объекту исследования этапов маркетингового исследования и инструментов сбора информации:
- формулирование проблемы и постановка цели маркетингового исследования для выбранного объекта (1-2 страницы);
- графическое изображение производственной цепи исследуемого объекта с анализом возможных источников получения информации (анализ производственной цепи проводится с целью определения оптимальных источников получения данных для полевого маркетингового исследования. Оптимальность требуется доказать в тексте курсовой работы и при ее защите. Общий объем этого раздела курсовой работы не должен превышать 3-4 страниц).
- описание источников (сайты, отраслевые источники и т.п.) получения внешней вторичной информации по выбранной теме и объекту исследования. Рекомендуется пользоваться поисковыми системами и другими ресурсами сети Интернет. Задачей этого раздела курсовой работы является получение студентом навыков определения источников информации.
- выбор типа полевого маркетингового исследования (наблюдение, эксперимент, опрос (личное интервью, почтовый опрос, телефонный опрос, интернет-опрос), фокус-группа) для решения поставленной задачи, разработка анкеты для опроса, материалов для работы с фокус-группой или методики проведения наблюдения или эксперимента с обоснованием как выбора, так и разработанного инструментария;
- оценка стоимости получения вторичной (время и средства) и первичной информации (время и средства) и степени ее достоверности;
- сбор не менее 5-ти анкет для опроса в реальной целевой группе для выбравших опрос, проведение реальной фокус группы для выбравших метод фокус-группы, проведение реального эксперимента (наблюдения) для выбравших метод эксперимента (наблюдения) (примечание: оригиналы заполненных анкет или других практических материалов необходимо приложить к выполненной курсовой работе!);
- оценка требуемого объема выборки для опроса, надежности полученных результатов при других методах полевых исследований, оценочный расчет стоимости полевого исследования для выбранной цели выбранного объекта;
- обработка полученных данных, формирование отчета, составление выводов и предложения (рекомендации), подкрепленных собранными в результате исследования данными.
Объем практической части – от 20 до 25 страниц машинописного текста. В зависимости от особенностей выбранной студентом темы содержание практической части может быть изменено за счет более детального рассмотрения одних вопросов и исключения других, которые в условиях конкретного объекта исследования не имеют существенного значения.
Заключение является логическим завершением курсовой работы. В нем необходимо кратко сформулировать основные положения работы, сделать выводы и сформулировать в сжатой форме предложения по результатам практической части работы.
Заключает работу список использованной студентом литературы. Литература для написания теоретической части курсовой работы выбирается студентом самостоятельно. Следует помнить, что при ссылках в тексте курсовой работы на других авторов делаются сноски в квадратных скобках, согласно списку литературы, с указанием номеров страниц. Для выполнения практической части курсовой работы достаточно воспользоваться приведенной в настоящем пособии рекомендованной литературой.
Все главы и пункты должны иметь названия, отражающие суть изложенного в них материала.
Оформление и защита курсовой работы
Текст должен быть отпечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Соблюдаются поля: левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее не менее 15 мм, нижнее не менее 20 мм.
Текст основной части работы делят на разделы, подразделы и пункты. Заголовки разделов печатаются прописными буквами. Заголовки подразделов печатаются с красной строки строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются, точка в конце заголовка не ставится. Расстояние между текстом и заголовком должно быть равно 3-4 интервала. Подчеркивание заголовков не допускается.
Каждый раздел начинается с нового листа (страницы).
Страницы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включает в себя нумерацию отчета. На титульном листе номер не ставится. На последующих страницах номер проставляется в правом верхнем углу. Образец оформления титульного листа дан в Приложении 3.
Разделы имеют порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце.
Подразделы нумеруют арабскими цифрами с точкой в конце в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце подраздела должна быть точка. Нумерация пунктов аналогична нумерации подразделов, добавляется номер пункта, отделенный точкой от номера подраздела.
Иллюстрации (чертежи, схемы, графики) обозначаются словом Рис. и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись “Таблица” с указанием номера таблицы. Номер состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. При переносе части таблицы на другой лист пишут “Продолжение табл.№..”в правом верхнем углу.
Формулы нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и номера формулы, разделенных точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.
Приложения оформляют как часть работы или отдельной книгой. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова “ПРИЛОЖЕНИЕ”, напечатанного прописными буквами, и иметь содержательный заголовок. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами. При оформлении приложений отдельной книгой на титульном листе под названием работы печатают надпись “ПРИЛОЖЕНИЯ”. Приложения помещают после списка литературы в конце работы. Нумерация страниц сохраняется сквозная, нумеруются все страницы приложений.
Готовая курсовая работа со всеми приложениями должна быть переплетена с помощью спирали и иметь прозрачную обложку. В конце работы должен быть лист для замечаний руководителя.
Титульный лист подписывается студентом с указанием числа, месяца и года и представляется преподавателю-руководителю для проверки до начала зачетной недели. После проверки она возвращается студенту для доработки и подготовки к защите.
На защите студент делает краткий (3-5 минут) доклад, в котором в сжатом виде излагаются основные мысли, положения и выводы выполненной курсовой работы, а затем отвечает на вопросы теоретического и практического характера по теме «Маркетинговые исследования» и теме теоретической части работы, задаваемые преподавателем. Отдельно обсуждаются замечания преподавателя, отраженные в листе для замечаний.
При оценке работы во внимание принимаются следующие критерии:
- полнота раскрытия выбранной студентом темы теоретической части;
- состав и объем проработанной литературы;
- правильность выбора метода, составления анкеты или других материалов для полевых маркетинговых исследований,
- правильность расчетов, обоснованность и существенность выводов и практических рекомендаций, умение представлять информацию в наглядном виде;
- умение студента доказывать и отстаивать свою точку зрения в процессе защиты.
Варианты тем для теоретической части курсовой работы студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
1. Роль маркетинговых исследований в управлении маркетингом.
2. Роль и место маркетинговой информационной системы (МИС)
3. Принципы построения и инструментарий маркетинговой информационной системы (МИС).
4. Основные медиапараметры и принципы медиапланирования.
5. Интернет- маркетинг: возможности, особенности, перспективы.
6. Сбор маркетинговой информации.
7. Организация маркетинговых исследований: основные этапы и их особенности.
8. Определение проблемы как важнейший этап маркетингового исследования.
9. Классификация и типы маркетинговых исследований.
10. Измерения в маркетинговых исследованиях: типы шкал и техники шкалирования.
11. Приемы измерения отношения в маркетинге: «логический прямоугольник», семантический дифференциал и др.
12. Проективные методы получения информации
13. Кабинетные исследования и методы сбора вторичных данных.
14. Полевые маркетинговые исследования и методы сбора первичных данных.
15. Опросы как метод получения первичной информации: типы и особенности.
16. Наблюдение как метод получения первичной информации: типы и особенности.
17. Эксперимент как метод получения первичной информации: типы и особенности
18. Фокус-группа как метод получения первичной информации: типы и особенности
19. Правила составления анкет и формулирования вопросов.
20. Методы определения объема выборок.
21. Типы выборок и репрезентативность выборки.
22. Различные методы составления выборок.
23. Характеристики промышленного маркетинга.
24. Систематические ошибки при сборе данных.
25. Экспертные методы получения информации: метод мозгового штурма.
26. Экспертные методы получения информации: метод Дельфи.
27. Табличные и графические способы представления информации.
28. Панельные исследования рынка.
29. Анализ данных маркетингового исследования: редактирование, кодирование и табулирование.
30. Первичная обработка маркетинговой информации.
31. Корреляционный анализ в маркетинге
32. Регрессионный анализ в маркетинге
33. Составление отчета о маркетинговом исследовании.
34. Бенчмаркинг.
35. Сегментирование потребительских рынков
36. Сегментирование промышленных рынков
37. Позиционирование и стратегии позиционирования.
38. Списки рассылки: типы, профилирование, составление и т.п.
39. Построение карт-схем восприятия
40. Телемаркетинг.
41. Маркетинг некоммерческих организаций
42. Использование Интернета в директ-маркетинге.
43. Медиапланирование и тестирование рекламы в Интернет.
44. Принципы партизанского маркетинга.
45. Поведение потребителя: процессы восприятия.
46. Поведение потребителя: процессы обучения (познания)
47. Поведение потребителя: процессы формирования отношения
48. Процесс принятия потребителем решения о покупке.
49. Маркетинговые исследования в международном маркетинге.
50. Прогнозирование спроса.
Варианты тем для теоретической части курсовой работы студентов специальности 080116 «Математические методы в экономике»
1. Применение моделирования бинарной переменной в маркетинге
2. Регрессионный анализ в маркетинге
3. Корреляционный анализ в маркетинге
4. Прогнозирование по методу эквивалентной системы (авторегрессии) в маркетинге.
5. Анализ ранговых корреляций и его применение в маркетинге
6. Анализ канонических корреляций и его применение в маркетинге
7. Моделирование дискретно-непрерывных процессов и его применение в маркетинге.
8. Моделирование с использованием матричного мультипликатора и его применение в маркетинге.
9. Моделирование с использованием систем регрессионных уравнений
10. Адаптивное моделирование и его применение в маркетинге.
11. Адаптивно-имитационное моделирование и его применение в маркетинге.
12. Адаптивно-рациональное моделирование и его применение в маркетинге.
13. Методы расчета коэффициентов эластичности и их применение в маркетинге.
14. Применение непараметрических методов статистики в маркетинге
15. Имитационное моделирование в маркетинге.
16. Адаптивный регрессионный анализ в маркетинге.
17. Дисперсионный анализ и его применение в маркетинге.
18. Дискриминантный анализ и его применение в маркетинге.
19. Кластерный анализ и его применение в маркетинге.
20. Факторный анализ и его применение в маркетинге.
21. Ковариационный анализ и его применение в маркетинге.
22. Методы моделирования потребления.
23. Методы теории игр в маркетинге.
24. Метод главных компонент и его применение в маркетинге.
25. Аппарат логических решающих функций и его применение в маркетинге.
26. Логлинейный анализ и его применение в маркетинге.
Рекомендации к выбору и варианты формулирования задания к практической части курсовой работы
Типовая формулировка задания к практической части должна состоять из:
- определения объекта (например, названия товара, фирмы или какого-то исследуемого явления);
- определения типа полевого исследования (фокус-группа, телефонный опрос, личное интервью, интернет-опрос и т.п.);
- определения действия, отражающего характер проводимых студентом исследований;
- четкого обозначения целевой группы исследования.
Примеры:
- «Исследование марочных предпочтений студентов 7-го факультета группы 744 в использовании мобильных телефонов посредством личных интервью»,
- «Разработка эксперимента по измерению запоминаемости нового марочного названия геля для душа в целевой группе «Ж< 23 лет»»;
- «Претестирование рекламной кампании фитнес-центра с помощью теста на составление реплик к картинкам для мужчин >30 лет.»;
- «Исследование лояльности покупателей ООО «Мираж» с помощью телефонного опроса»;
- «Оценка влияния выкладки товара в витрине интернет-магазина на количество запросов информации»;
- «Определение емкости рынка пассажироперевозок маршрутных такси в г.Отрадный методом Дельфи»
- и т.п.
Рекомендуется при формулировании студентом темы практической части своей курсовой работы реально оценить свои возможности по сбору первичных данных (т.е. возможности реального проведения опроса, эксперимента, фокус-группы и т.п.) в заявленной в теме курсовой работы целевой группе.
Рекомендуемая литература для выполнения практической части курсовой работы
1. Черчиль Г.А. «Маркетинговые исследования» - СПб.:Питер,2003.-752 с.
2. Анурин и др. «Маркетинговые исследования потребительского рынка» - СПб.:Питер,2004 – 270 с.
3. Голубков Е. «Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. М.:Финпресс, 1998.
4. Стоун Б., Джейкобс Р. «Директ-маркетинг: эффективные приемы» - М.: Издательский дом Гребенникова, 2005. – 616 с.
5. Холленсен С. «Глобальный маркетинг» - Мн.:Новое знание, 2004.- 832 с.
6. Котлер и др. «Основы маркетинга»: Пер. с англ. – 2-е европ. Изд. – М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2004.–944 с.