Тема 6. Институциональная эволюция и неоинституционализм.
Казань 2012
Составитель:
к.э.н., доц. Кабашева И.А.
к.э.н., ст. преп. Зульфакарова Л.Ф.
Рецензенты:
д.э.н., проф. Губайдуллина Т.Н.,
к.э.н., доц. Хабибуллин С.Х.
Обсуждена на заседании кафедры микроэкономики протокол № 4 от 28 декабря 2011 года
Утверждена учебно-методической комиссией института, протокол № от
1. Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний об эволюции становления и этапах развития экономической науки, о современных экономических воззрениях и их вкладе в прогресс экономической теории и влиянии на экономическую политику.
Дисциплина «История экономических учений» предусматривает решение следующих задач:
- получение системы знаний об исторической эволюции фундаментальных идей и методологии экономической науки;
- обеспечение научного видения и ориентирования студентов в современной экономической действительности;
- понимание адекватности теоретических идей и подходов для решения современных научных и практических задач.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Изучению дисциплины «История экономических учений» предшествует освоение следующих дисциплин: «История», «Философия», «Микроэкономика». Данная дисциплина способствует освоению следующих учебных курсов: «Макроэкономика», «Институциональная экономика», «Социология», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Маркетинг», «Статистика», «Эконометрика», «Страхование» и др.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Дисциплина «История экономических учений» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций профиля (ПКП) бакалавра экономики:
- владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).
В результате овладения программой бакалавры должны:
Знать
- закономерности и этапы исторического развития экономической мысли, основные события и процессы мировой и отечественной экономической мысли;
- закономерности развития общества и особенности экономических воззрений на разных этапах развития экономической науки;
- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки.
Уметь
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы экономических учений в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления происходящие в обществе;
- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
- оценивать адекватность теоретических идей и подходов для повышения эффективности социально-экономического развития российской экономики.
Владеть
- навыками экономического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;
- методологией экономического исследования;
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестр 1 |
Аудиторные занятия (всего) | 36/1 | 36/1 |
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | 36/1 | 36/1 |
В том числе: индивидуальная работа | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачет | Зачет |
Общая трудоемкость час зачетных единиц | 72/2 | 72/2 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Этапы становления экономической науки и систематизации экономических знаний.
Раздел 2. Формирование и эволюция современной экономической мысли.
Раздел 3. Особенности развития экономической науки в России.
Раздел 1. Этапы становления экономической науки и систематизации экономических знаний.
Тема 1. Введение в историю экономических учений. Возникновение экономической мысли.Предмет, метод, задачи и структура курса «История экономических учений». Экономическая мысль как одна из форм представлений о процессах общественного развития. Возникновение термина «экономика». Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономические взгляды Аристотеля и Платона. Учение о богатстве в натуральной форме и в денежной форме – «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства. Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский о богатстве и «справедливой цене». Взгляды на ссудный процент, оценка ростовщичества.
Тема 2. Возникновение классической политической экономии. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы.
Политическая экономия как теория богатства и теория рынка: новые методологические приемы изучения экономической действительности и построения научных доктрин.
Меркантилизм – первая теоретическая концепциярыночной экономики: концепция протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли, меркантилистская концепция денег и богатства. Отличительные характеристики раннего и позднего меркантилизма.
Особенности меркантилизма в отдельных странах (Франция, Италия, Англия, Россия). Меркантилизм в России – И.Т. Посошков «Книга о скудости и богатстве».
Земля как источник богатства: экономические воззрения У. Петти (трактовка стоимости, первоначальные и ежегодные авансы, трактовка ренты, учение о «естественной цене» товара, трактовка ссудного процента), экономические взгляды П. Буагильбер.
Физиократическая теория богатства – Ф. Кенэ: производительный и непроизводительный труд, концепция естественного порядка, обоснование категории «капитал» «Экономическая таблица» - рождение теории воспроизводства. Экономическая политика физиократов.
Тема 3. Классическая школа политической экономии.
Исторические этапы развития классической политической экономии. Методология А. Смита. Теория стоимости, факторы роста богатства, производительный и непроизводительный труд в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита. Принципы экономической свободы и налогообложения А. Смита.
Теория ренты и развитие трудовой теории стоимости в работе «Начала политической экономии и налогообложения» Д.Рикардо. Динамическая модель распределения доходов Д.Рикардо.
Источник создания ценности в работе Ж.Б. Сэя «Трактат политической экономии». Закон рынков Ж.Б. Сэя и теория трех факторов производства.
Дж.С. Милль: законы производства и законы распределения, проблемы спроса и предложения, доктрина «рабочего фонда», понятие экономического прогресса, направления реформирования капитализма в концепции социальных реформ.
Радикальная критика капитализма и идеализация мелкого производства в трудах С. Сисмонди.
Исторические условия возникновения учения К. Маркса. Принцип историзма и отношение к классической политэкономии. Теория прибавочной стоимости; теория воспроизводства и накопления капитала. Политическая экономия как критическая теория: концепция отчужденного труда, понятие производственных отношений. Двойственный характер труда, товар как вещное отношение. Капитал и превращенные формы прибавочной стоимости, тенденции капиталистического накопления.
Раздел 2. Формирование и эволюция современной экономической мысли.
Тема 4. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.
Содержание понятия «маржиналистская революция». Основные направления и методологические принципы маржинализма. Эволюция теории предельной полезности: ординализм и кардинализм.
Особенности теоретических воззрений представителей австрийской школы: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Учение о благах и обмене, концепция ценообразования, теория альтернативных издержек, вменения, капитала и процента.
Лозаннская школа маржинализма: теория общего экономического равновесия в трудах Л. Вальраса, концепция общественной полезности В. Парето.
Неоклассическое направление. Преемственность и новаторство в творчестве А. Маршалла. Метод частичного равновесия, теория полезности и спроса, теория издержек и предложения, концепция эластичности, двухкритериальная сущность стоимости товаров, категория «потребительский избыток», влияние фактора времени в работах А. Маршалла. Категории «рента» и «квазирента», возрастающая и постоянная отдача от эффекта масштаба, процентная ставка и ее уровень.
Утилитаристская концепция благосостояния общества, концепция национального дохода, основные функции государства в работах А. Пигу. Американская школа маржинализма: концепция предельной производительности факторов производства, учение о трех естественных разделах экономической науки, виды динамических условий дестабилизирующих экономику в трудах Дж. Б. Кларка.
Тема 5. Экономическое учение Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство. Неоконсерватизм.
Исторические условия возникновения экономического учения Дж. М. Кейнса. Методология Дж. М. Кейнса. Теория эффективного совокупного спроса, склонность к потреблению и сбережению, основной психологический закон потребителя. Теория регулирования экономики на основе управления совокупным спросом, мультипликатор.
Неокейнсианство: американское направление – Е. Домар и Р. Харрод (разработка теорий постоянных темпов экономического роста), Э. Хансен (разработка метода маневрирования государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры), С. Харрис (принцип акселератора); французское направление – Ф. Перу (индикативный метод планирования экономики).
Исторические объективные условия возникновения и основное содержание неоконсерватизма. Неоконсервативный взгляд на категории безработицы, инфляции, бюджета и налогов, экономического роста.
Неоконсервативная концепция в теории экономики предложения (Г. Стейн, М. Уайденбаум, А. Лаффер).
Монетаризм: равновесие на денежном рынке, восстановление денежных параметров, денежно-кредитное регулирование в работах М. Фридмена. Уравнение обмена И. Фишера. Современный взгляд на управление инфляцией.
Теория рациональных ожиданий Р. Лукаса.
Зарождение и методологические особенности концепции «неоклассического синтеза». Новые версии концепции «неоклассического синтеза» Дж. Хикс.
Новизна научной методологии и экономические доктрины П. Самуэльсона.
Тема 6. Институциональная эволюция и неоинституционализм.
Предпосылки появления институционализма и этапы его развития. Т. Веблен: критика маржинализма, экономический эволюционизм и социальный дарвинизм, категория «институт», противопоставление индустрии и бизнеса.
Дж. Коммонс: социально-правовая версия институционализма – концепция коллективных правовых институтов, понятие сделки (трансакции). Проблема собственности и власти в экономике: А. Берль и Г. Минз. Предмет политэкономии и теория циклов в трактовке У. Митчелла.
Теория нового индустриального общества, понятие техноструктуры Дж. К. Гэлбрейта.
Эволюционный принцип в истории экономической науки.Принципы эволюционной экономики и ее взаимосвязь с неоинституционализмом. Эволюционная экономика Р. Нельсона и С. Уинтера. Взаимодействие экономики и социологии.
Неоинституционализм в теоретических концепциях О. Уильямсона, Р. Коуза, Г. Саймона, Т. Эггертссона, Д. Норта.
Разработка институционально-эволюционной теории в современной России (В. Тамбовцев, Д. Аузан, А. Шаститко, Е. Ясин, Я. Кузьминов, М. Юдкевич и др.)
Раздел 3. Особенности развития экономической науки в России.
Тема 7. Экономическое учение М.И. Туган-Барановского и С.Ю. Витте
Исследование экономических циклов в работе «Периодические промышленные кризисы» М.И. Туган-Барановского. Пропорциональность производства по отраслям. Инвестиционная трактовка теории циклов.
Попытка органического синтеза трудовой теории стоимости и теории предельной полезности в работах М.И. Туган-Барановского.
Социальная теория распределения. Регулирование заработной платы производительностью труда и социальной силой рабочего класса.
Разработка теоретических основ кооперативного движения. Кооперативная организация общества. Реформистская концепция социализма.
Предпосылки возникновения и методологические особенности немецкой исторической школы.
Ф. Лист и его критика классической политической экономии. С.Ю. Витте о выделении трех основных разделов политэкономии как науки. С.Ю. Витте «По поводу национализма. Национальная экономия и Ф. Лист». Развитие общественных производительных сил, национальное богатство в трудах С.Ю. Витте.
Успехи и неудачи социально-экономических реформ С.Ю. Витте.
Актуальность теоретических воззрений С.Ю. Витте для развития российской экономики.
Тема 8. Вклад российских ученых в развитие современной экономической мысли.
Экономическая статика и динамика Н.Д. Кондратьева. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Концепция народнохозяйственного планирования. Планы-прогнозы. Сочетание плановых и рыночных начал.
Взгляды Н.Д. Кондратьева по аграрным вопросам. Работы «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции», «Мировой хлебный рынок и перспективы развития хлебного экспорта». Государственное регулирование сельскохозяйственного рынка.
Вклад А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства. Классификация семейно-трудового крестьянского хозяйства.
Теория крестьянской кооперации. Организация кооперативов при сохранении крестьянских хозяйств. Кооперация сельскохозяйственного производства по принципу вертикальной концентрации. Работа «Краткий курс кооперации».
Актуальность творческого наследия Н.Д. Кондратьева и А.В. Чаянова в настоящее время.
Тема 9. Развитие экономико-математической школы России.
Первый российский экономист-математик – В.К. Дмитриев. Работа «Экономические очерки». Математическая интерпретация синтеза трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.
Е.Е. Слуцкий – математическое изложение экономической зависимости между изменением цен на отдельные товары и доходов потребителей, между изменением цен и структурой потребительского спроса. «Уравнение Слуцкого». Концепция сбалансированного бюджета потребителя.
Г.А. Фельдман – концепция экономического роста. Модели анализа и планирования показателей развития экономики.
В.В. Новожилов – проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. Теория оптимального функционирования экономики (ТОФЭ).
Лауреат Нобелевской премии по экономике – Л.В. Канторович. Разработка методов линейного программирования.
Роль экономико-математических методов в экономических исследованиях.