Институциональная организация науки и ее историческая эволюция

Наука к.18 – 1-й пол. 19 в. – увеличение объемов знания, диффернциация знания. Проблема пределов «информационной вместимости» человека (физиологические и ментальные ограничения в объеме знаний). Результат – специализация знания, оформление предметных областей науки, их дифференциация. Субъект познания из единичного становится коллективным. Все это требовало новых форм трансляции знания в культуре и нового типа воспроизводства субъекта научной деят-ти.

1) наука 17 в.Форма трансляции знания – книга (манускрипт, фолиант), в котором должны излагаться принципы и начала «природы вещей». Это базис обучения, дополняла традиционнужю систему непосредств.коммуникаций «учитель-ученик». При этом перед субъектом познания стояла задача построения целостной картины мироздания.

Но к 17 в.появилась необходимость форм коммуникации ученых, обеспечивающих обсуждение не только конечных, но и промежуточных результатов научной работы. Новая форма трансляции – переписка. Переписка велась на латыни.

Переписка позволила объединить исследователей Европы в неформальное научное общество – «Республику ученых». Когда Декарт написал свое сочинение «О первой метафизике», то перед публикацией он разослал его семи видным мыслителям своего времени, в том числе, Гоббсу. И не публиковал, пока не получил критические замечания от всех, после чего опубликовал и сам трактат, и переписку по его поводу. Кроме функции трансляции знания, переписка также позволяла вырабатывать новые средства исследования (мысленный эксперимент).

2) 2-я пол. 18 в. Появляются сообщества исследователей-специалистов, чаще национальные, коммуникации ведутся на национальном языке, а не латыни, что позволяет все более широкому кругу исследователей ознакомиться с полученными научными результатами и включить их в состав собственных исследований.

Новая форма трансляции знания – статья в научном журнале. Она меньше по объему, в ней не требуется излагать всю систему взглядов, время ее появления в свет сокращается. Это не просто средство фиксации знания, но это необходимая форма закрепления и трансляции нового знания, определяющего приоритет исследователя. В отличие от письма, адресована анонимному читателю, что требует более тщательного выбора аргументов для обоснования выдвигаемых положений.

Научные журналы стали центром кристаллизации новых сообществ ученых наряду со старыми. В отличие от «Республики ученых», они формально организованы, предусмотрены регулярные совместные заседания, есть свой устав. Предпринимают попытки добиться поддержки со стороны правительства (возм-ю практ.приложения теор.разработок).

3) В к.18 в. – н.19 в. наряду с академ.учреждениями, возникшими в 17-н.18 вв. (Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, Берлинская академия наук, Петербургская академия), начинают складываться ассоциации ученых (Собрание немецких естествоиспытателей, Британская ассоциация содействия прогрессу).

В связи с тенденцией к специализации ученый уже не ставил задачу построения целостной картины мироздания, а решал отдельные задачи, «головоломки».

Проблема воспроизводства субъекта науки. На смену любителям науки, вырастающим из подмастерья, приходит новый тип ученого как тип университетского профессора.

Возрастает число университетов. Первые – в 12-13 вв. (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Падуанский, Неапольский). Основное внимание гуманитарному знания. К.18-н.19 вв. – расширяется сеть учебных предметов, начинают преподавать естественнонаучные и технические дисциплины, образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин.

Возникает особая профессия научного работника.

4) 20 в. Большая наука. Резкое, многократное увеличение ученых. Резко усиливается специализация (в к.20 в. – более 15 млн.науч.дисциплин). Возникают крупные исследовательские коллективы (НИИ, нац.лаборатории, исследоват.центры). Науку делают не отдельные кустари-одиночки, а коллективы исследователей.

Возникают различные типы научных сообществ, в т.ч. неформальные («незримые колледжи» - Д.Прайс), которые возникают как при офиц.коллективах, так и между исследователями разных регионов. Но функц-т они, как правило, наряду с официальными, т.к. не обладают достаточной мат-тех.базой для самостоятельной работы.

Увеличиваются финансовые затраты. Наука становится областью спец.финансирования: как фирмы и корпорации (в основном инвестируют прикладные исследования), так и государство (основное финансирование).

Наука превратилась в одну из решающих отраслей национальной экономики, т.к. именно продукция наукоемких производств и прямая торговля высокими технологиями, воплощающими достижения науки, являются основным источником наращивания общественного богатства.

!!!Голенков: книги, статьи в журналах – это все формы презентации знаний. Формы трансляции – это способы подготовки кадров (университеты, научные школы, специальные школы, некоторые из которых стали университетами).

Часть II «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»

Наши рекомендации