МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАДАНИЮ № 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Информатика»
А.Т. Тяжев
С.В. Белишева
Основы Информатики
задания и методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения направления 010400.62
Санкт-Петербург
2011
Одобрены на заседании кафедры «Информатика», протокол №
от _______.2011 г.
Утверждены Методическим Советом ИЭУПС, протокол № от ____________.
Основы информатики. Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения направления 010400.62. – СПб.: Изд-во ИИГ «АКТиБ», 2011.- ХХ с.
Методические материалы разработаны на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения к содержанию и уровню подготовки по курсу «Основы информатики» для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика» университета сервиса и экономики заочной формы обучения.
Составители: к.т.н., доц. Тяжев А.Т, ст.пр. Белишева С.В.
Рецензент: к.т.н., проф. Петров Г.А.
ÓИнформационно-издательская группа «АКТиБ»
Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
2011 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ЗАДАНИЯ. 5
Варианты задания № 1 (темы рефератов) 5
Варианты задания № 2 (описания БД) 7
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАДАНИЮ № 2. 11
Вопросы для самопроверки. 13
ЛИТЕРАТУРА.. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Правила оформления рефератов. 15
ВВЕДЕНИЕ
Контрольная работа состоит из 2-х заданий:
1. Написать реферат на заданную тему объемом 5-7 страниц;
2. Разработать в СУБД MS Access 2007 базу данных из нескольких связанных таблиц с запросами на выборку и формой для поиска и редактирования записей.
Всего предложено 30 вариантов задания №1 и 15 вариантов задания №2.
Номер своего варианта следует определить следующим образом:
С помощью таблицы 1 по начальной букве фамилии студента. В случае двойного номера варианта другая цифра определяется по начальной букве имени. Так имена, начинающиеся с букв А-И дадут 1, К-Т дадут 2, У-Я дадут 3. Например, Мохов Александр получит вариант реферата 14 (1 по имени и 4 по фамилии из табл.1) и вариант базы данных 4.
|
Номера вариантов | |||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И |
Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т |
У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь |
Э | Ю | Я |
ЗАДАНИЯ.
Варианты задания № 1 (темы рефератов)
1. Состав и назначение основных компоненты ПК.
2. Структура программного обеспечения ПК.
3. Функции операционной системы. Интерфейс пользователя в MS Windows.
4. Управление файловой системой в MS Windows.
5. Процедура загрузки MS Windows в оперативную память ПК с диска.
6. Компьютерные вирусы, методы и программные средства защиты. Программы – архиваторы.
7. Кодирование чисел, символов и графической информации , единицы измерения данных.
8. Понятие алгоритма, линейные и разветвляющиеся алгоритмы.
9. Циклические алгоритмы.
10. Языки программирования, трансляторы, основные этапы разработки и отладки программ.
11. Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке программирования, например Бейсик. Условный оператор.
12. Программирование циклических алгоритмов на языке Бейсик. Циклический оператор.
13. Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую.
14. Видеосистема ПК, основные характеристики.
15. Накопители на жестких и гибких магнитных дисках.
16. Принтеры, подключение к ПК, основные характеристики.
17. Интерфейс и объекты табличного процессора Excel.
18. Данные, хранимые в ячейках табличного процессора Excel.
19. Режимы работы табличного процессора Excel.
20. Копирование и перемещение информации в табличном процессоре Excel. Понятие абсолютной и относительной ссылок.
21. Способы копирования и перемещения информации в табличном процессоре Excel. Объединение электронных таблиц.
22. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.
23. Сводные таблицы в табличном процессоре Excel.
24. Базы данных (БД), их классификация ,основные объекты БД.
25. Модели данных в БД.
26. Создание структуры таблиц в СУБД Access.
27. Назначение и основные характеристики, и топологические структуры компьютерных сетей.
28. Основы построения сети Интернет и ее базовые протоколы.
29. Основные службы сети Интернет.
30. Навигация в Интернет. Программы-обозреватели документов Internet Explorer, их основные функции.
Правила оформления рефератов изложены в приложении 1. Рефераты представляются как в распечатанном виде, так и в электронном.
Варианты задания № 2 (описания БД)
В каждом из предложенных вариантов необходимо сделать формы для редактирования записей.
1. Создать базу данных «Преподаватели» из двух связанных таблиц «Кафедры» с атрибутами: должности и их количество, название кафедры и «ППС» с атрибутами: код, ФИО, дата рождения, звание, степень, должность. Связь по полю «Должность». Сделать выборку:
a. ФИО преподавателей старше 60 лет;
b. ФИО преподавателей моложе 30 лет;
c. ФИО преподавателей на должности «доцент»;
2. Создать базу данных «Дети» из двух связанных таблиц «Родители» с атрибутами: код, ФИО, дата рождения и «Дети» с атрибутами: код, ФИО, дата рождения. Связь по полю «Код родителя». ». Сделать выборку:
a. ФИО родителей детей старше 5 лет;
b. ФИО родителей детей моложе 2 лет;
c. ФИО родителей детей старше 6 лет и моложе 15 лет;
3. Создать базу данных «Автомобили» из двух связанных таблиц «Автомобили» с атрибутами: модель, номер, год выпуска и «Сотрудники» с атрибутами: код, ФИО, фото. Связь по полю «Код сотрудника». Сделать выборку:
a. ФИО сотрудников с авто старше 10 лет;
b. ФИО сотрудников с авто моложе 3 лет;
c. ФИО сотрудников с авто данной модели;
4. Создать базу данных «Недвижимость» из двух связанных таблиц «Адреса» с атрибутами: город, улица, дом, корпус, квартира, площадь, дата приобретения и «Горожане» с атрибутами: ФИО, номер паспорта, дата его выдачи. Связь по полю «номер паспорта». Сделать выборку:
a. ФИО горожан, имеющих квартиры более 15 лет;
b. ФИО горожан, имеющих более чем две квартиры;
c. ФИО горожан, имеющих квартиры общей площадью более 100 м2;
5. Создать базу данных «Студенты» из двух связанных таблиц «Группы» с атрибутами: номер группы, вид обучения, курс и «Студенты» с атрибутами: ФИО, дата рождения, группа. Связь по полю «номер группы». Сделать выборку:
a. ФИО студентов заданной группы и курса;
b. ФИО студентов заданного вида обучения и курса;
c. ФИО студентов заданного вида обучения (дневного) и заданного возраста (более 20 лет);
6. Создать базу данных «Книги» из двух связанных таблиц «Книги» с атрибутами: название книги, место издания, издательство, год издания и «Авторы» с атрибутами: ФИО, дата рождения, электронный адрес. Связь по полю «электронный адрес». Сделать выборку:
a. ФИО авторов и издательство для заданной книги;
b. Названия, место и год издания книг для данного автора;
c. ФИО автора и названия книг для заданного года издания.
7. Создать базу данных «Группы» из двух связанных таблиц «Институты» с атрибутами: название института, адрес, код и «Группы» с атрибутами: номер группы, вид обучения, курс, специальность. Связь по полю «код института». Сделать выборку:
a. список групп для заданного института и курса;
b. список групп для заданного института и вида обучения;
c. список групп для заданного института и специальности.
8. Создать базу данных «Расписание» из двух связанных таблиц «Предметы» с атрибутами: название предмета, день недели, номер пары и «Группы» с атрибутами: номер группы, курс, вид обучения. Связь по полю «номер группы». Сделать выборку:
a. список групп и пар часов для заданного предмета и дня недели;
b. список групп и название предмета для заданного дня недели и номера пары часов;
c. список предметов и пар часов для заданной группы и дня недели
9. Создать базу данных «Отметки» из двух связанных таблиц «Оценки» с атрибутами: отметка, название предмета и «Студенты» с атрибутами: код, ФИО, дата рождения. Связь по полю «код». Сделать выборку:
a. ФИО студентов- отличников;
b. ФИО студентов с заданными отметками по заданному предмету;
c. ФИО и оценки студентов для заданного предмета и заданного возраста .
10. Создать базу данных «Выпускники» из двух связанных таблиц «Специальность» с атрибутами: название специальности и «Выпускники» с атрибутами: ФИО, дата окончания, электронный адрес, диплом с отличием (?). Связь по полю «электронный адрес». Сделать выборку:
a. ФИО выпускников заданной специальности;
b. ФИО выпускников заданной специальности и заданного года окончания;
c. ФИО выпускников с красным дипломом заданного года окончания;
11. Создать базу данных «Города» из двух связанных таблиц «Города» с атрибутами: название города, гиперссылка на информацию о нём в Интернете и «Страны» с атрибутами: название, необходимость визы, официальный язык. Связь по полю «код страны». Сделать выборку:
a. список городов и гиперссылок для заданной страны;
b. список городов и стран, где не нужна виза;
c. список городов с заданным языком общения;
12. Создать базу данных «Отели» из двух связанных таблиц «Города» с атрибутами: название города, количество населения, «приморский»(?) и «Отели» с атрибутами: название, гиперссылка на информацию в Интернете, «количество звёзд».
Связь по полю «код города». Сделать выборку:
a. список отелей и их «звездность» для заданного города;
b. список отелей и городов для заданной «звездности»;
c. список отелей и их «звездность» для «приморских» городов.
13. Создать базу данных «Услуги» из двух связанных таблиц «Отели» с атрибутами: название отеля, адрес, «звездность» и «Услуги» с атрибутами: описание, стоимость. Связь по полю «код отеля». Сделать выборку:
a. список услуг для заданного отеля;
b. список отелей, услуг и цен для заданной «звездности»;;
c. список отелей и услуг для заданного диапазона цен;
14. Создать базу данных «Заказы» из двух связанных таблиц «Товары» с атрибутами: код, название товаров, цена 1 ед. и «Заказано» с атрибутами: номер заказа, количество и код заказанного, дата обращения, электронный адрес. Связь по полю «код товара». Сделать выборку:
a. список товаров для заданного номера заказа;
b. список товаров, заказанных в течение заданного промежутка времени;
c. стоимость товаров, заказанных с заданного электронного адреса;
15. Создать базу данных «Выбор тура» из двух связанных таблиц «Курорты» с атрибутами: код, название и «Туры» с атрибутами: дата отъезда, дата возвращения, номер в отеле, тип питания. Связь по полю «код курорта». Сделать выборку:
a. список туров для заданного курорта;
b. список курортов и туров для заданной даты отъезда;
c. список курортов и туров для заданного типа питания и номера в отеле;
В качестве примера в методических рекомендациях к заданию №2 (см. стр. 11 ) рассмотрен дополнительный вариант создания базы данных №16.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАДАНИЮ № 2
Рассмотрим подробнее вариант №16.
16. Создать базу данных «Туристические фирмы» для хранения данных о месторасположении и контактах туристических фирм.
БД состоит из двух связанных таблиц «Метро» с атрибутами: код, название станций, район и «Фирмы» с атрибутами: код, название, адрес, телефон, факс, E-mail, сайт.
Связь по полю «код метро».
Цель: реализовать функцию поиска фирм, расположенных вблизи заданной станции метро и поиска ближайшей станции метро для заданной фирмы. Таким образом, необходимо сделать выборку:
a. список фирм и телефонов для заданной станции метро;
b. название ближайшей станции метро для заданной фирмы;
c. список фирм, адресов, сайтов для заданного района.
На рисунке изображены отношения в базе данных «Туристические фирмы»:
Рис.1.
Как видно из рисунка, БД состоит из 2-х таблиц: «ФИРМЫ» и «МЕТРО» с ключевыми полями «Код фирмы» и «Код метро» соответственно. Первичный ключ «Код метро» в таблице «Метро» является внешним ключом таблицы «Фирмы», что дает связь типа «один-ко-многим» между таблицами:
Ограничения: около одной станции метро может находиться несколько фирм, а каждая фирма считается расположенной только вблизи одной (ближайшей) станции метро.
Для таблицы «МЕТРО» форма для редактирования записей может выглядеть следующим образом:
Запрос, осуществляющий выборку «а» (список фирм и телефонов для заданной станции метро) показан на рисунке ниже:
Вопросы для самопроверки
1. Понятие о структуре данных.
2. Что такое база данных?
3. Что такое реляционная база данных?
4. Объяснить следующие термины: запись, таблица, поле.
5. Зачем нужен первичный ключ?
6. Роль внешнего ключа?
7. Правила выбора ключей.
8. Что такое целостность данных?
9. Что вы знаете о ER- диаграмме?
10. Опишите отношение 1: М.
11. Опишите отношение М : М.
12. Что такое тип данных?
ЛИТЕРАТУРА
а) основная литература:
1. Акулов, О. А. Информатика : Базовый курс : учеб. / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Омега-Л, 2008.
2. Информатика : Базовый курс : учеб. пособие / под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008.
3. Михеева, Е. В. Информатика : учеб. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд, стер. – М. : Академия, 2009.
б) дополнительная литература:
1. Информатика : лаб. практикум для всех спец. / Авт. –сост. Г. П. Пуха, А. Т. Тяжев. – Изд-во СПбГУСЭ, 2007.
2. Информатика : учеб. / Под ред. Н. В. Макаровой. - 3-е изд., перераб. - М. : Финансы и статистика, 2009.
3. Пестриков, В. М. Информатика : учеб. пособие / В. М. Пестриков, Г. А. Петров, В. С. Дудкин. – СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
4. Рэймонд Фрост, Джон Дей, Крейг Ван Слайк «Проектирование и разработка баз данных», Москва, NT Press, 2007.
в) программное обеспечение:
1. программное обеспечение Microsoft Windows;
2. программное обеспечение Microsoft Office 2007;
г) интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru- Образовательный портал;
http://ru.wikipedia.org - Онлайн энциклопедии со свободно распространяемым содержимым;