Понятие и роль приватизации, основные направления.

Тема 4. Приватизация государственной собственности.

Понятие и роль приватизации, основные направления.

Субъекты и объекты приватизации.

Порядок приватизации объектов государственной собственности.

Понятие и роль приватизации, основные направления.

В результате перехода к рыночным отношениям, возникла необходимость создать экономическую структуру способную быстро реагировать на изменения, происходящие в конкурентной экономической среде. Раннее существовавшие, в большинстве своем, крупные государственные предприятия, оказались не способными подчинять свою деятельность быстро меняющимся потребностям рынка к качественной и дешевой выпускаемой продукции. Это стало возможно лишь в условиях, когда в Конституции Республики Беларусь плотно закрепилось не только понятие государственной собственности, но и частной собственности, на основе которой появилась возможность создавать предприятия частной формы собственности. Именно они, наряду с государственными предприятиями, стали двигателями прогресса в экономике Республики Беларусь.

Создание частных предприятий происходило не только на основе их учреждения, но и путем перехода предприятий государственной формы собственности в частную собственность, и основой этого перехода явилась приватизация. Назначение приватизации состоит в том, чтобы как можно больше предприятий перешло в частные руки, освободив тем самым государство от финансового бремени перед государственными предприятиями, повысить эффективность производства и заинтересовать частного собственника в результатах своего труда.

Правовые основы приватизации государственного (республиканского и коммунального) имущества в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 19 января 1993г. N 2103-XII (в редакции Закона от 16.07.2010 №172-З), который определил также правила и порядок проведения приватизации объектов, находящихся в государственной собственности (далее – Закон о приватизации).

Определение приватизации государственной собственности содержится в ст.1 Закона о приватизации. Под приватизацией, понимается приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.

Единая государственная политика в области приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества направлена на создание благоприятных экономических условий для развития эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Основными принципами приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества являются:

законность;

плановость и системность;

гласность, открытость и широкое информирование общественности по вопросам приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

равенство субъектов приватизации;

возмездность отчуждения объектов приватизации субъектам приватизации;

соблюдение и защита прав собственников;

содействие развитию эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

В Законе о приватизации определены основные способы приватизации в Республике Беларусь, которыми являются:

приватизация осуществляется путем продажи:

акций (долей в уставных фондах) на аукционе;

акций (долей в уставных фондах) по конкурсу;

предприятий как имущественных комплексов на аукционе;

предприятий как имущественных комплексов по конкурсу;

акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

Продажа объекта приватизации без проведения аукциона (конкурса) осуществляется в случае продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь. Возмездная приватизация осуществляется на основе внесения денежных платежей в белорусских рублях.

Планы приватизации и планы преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества формируются на трехлетний период:

по объектам приватизации, находящимся в собственности Республики Беларусь, и по республиканским унитарным предприятиям - республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом на основании предложений республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, других государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, а также Национальной академии наук Беларуси (далее - государственные органы, государственные организации);

по объектам приватизации, находящимся в собственности административно-территориальных единиц, и по коммунальным унитарным предприятиям - в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов.

Правовые основы приватизации государственной собственности в Республике Беларусь определены следующим законодательством Республики Беларусь:

• Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст.218);

• Инвестиционным кодексом Республики Беларусь;

• Законом Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» от 6 июля 1993г. N 2468-XII (с изменениями и дополнениями);

• Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 9 декабря 1992г.

N 2020-XII (с изм. и доп.);

• Декретом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. №3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) и другие.

2. Субъекты и объекты приватизации.

Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного (республиканского и коммунального) имущества, а также специально созданные государственные органы.

Государственное регулирование приватизации государственной собственности уполномочены осуществлять:

Президент Республики Беларусь, который согласовывает планы приватизации и планы преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

принимает решения о приватизации, понижении начальной цены продажи объектов приватизации, предоставлении полномочий Совету Министров Республики Беларусь или республиканскому органу государственного управления по управлению государственным имуществом на принятие решений о приватизации и о понижении начальной цены продажи объектов приватизации, а также о предоставлении иным государственным органам (организациям) полномочий по решению отдельных вопросов при проведении приватизации;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом о приватизации и иными законодательными актами.

Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться иные порядок проведения, способы и условия приватизации, чем те, которые установлены настоящим Законом;

Совет Министров Республики Беларусь, который обеспечивает проведение единой государственной политики;

утверждает по согласованию с Президентом Республики Беларусь планы приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь, и планы преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

определяет с учетом требований настоящего Закона и иных законодательных актов порядок проведения аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации, порядок проведения конкурса по передаче принадлежащих Республике Беларусь или административно-территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, порядок проведения конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя открытого акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, и случаи его проведения, а также порядок определения начальной цены продажи акций (долей в уставных фондах), находящихся в собственности Республики Беларусь;

в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, принимает решения о приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь, в соответствии с утвержденными планами приватизации и о понижении начальной цены продажи объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь;

вправе привлекать в качестве консультантов по вопросам приватизации международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, физических лиц, оказывающих услуги по проведению маркетинговых исследований, оценке имущества, определению условий продажи объектов приватизации и иные, в том числе консалтинговые, услуги в данной сфере;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь;

Местные Советы депутатов, которые определяют с учетом требований Закона о приватизации и иных актов законодательства порядок:

формирования и утверждения планов приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, и планов преобразования коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

принятия решений о приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, и о преобразовании коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

определения начальной цены продажи акций (долей в уставных фондах), находящихся в собственности административно-территориальных единиц;

понижения начальной цены продажи объектов приватизации, находящихся в собственности административно-территориальных единиц.

Местные Советы депутатов в области приватизации и преобразования коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества осуществляют иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства.

Продавцом государственного имущества выступают специализированные учреждения и назначенные им представители.

Органами приватизации выступают республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом, его территориальные органы, местные исполнительные и распорядительные органы, выступающие при приватизации и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества от имени Республики Беларусь или административно-территориальных единиц как собственников государственного имущества. По решению Президента Республики Беларусь отдельные полномочия органов приватизации могут осуществляться иными государственными органами (организациями).

Покупателямигосударственного имущества могут быть:

физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, превышает 50 процентов, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами

В соответствие с законодательством Республики Беларусь могут быть установлены ограничения на участие в процессе приватизации для иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

Объекты приватизации – предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий (далее - предприятия как имущественные комплексы), акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь или в собственности административно-территориальных единиц (далее, если не указано иное, - акции (доли в уставных фондах)).

Объекты государственной собственности, планируемые к приватизации, включаются в перечень приватизируемых объектов, как по инициативе органов приватизации, так и по предложению трудовых коллективов, физических и юридических лиц.

Наши рекомендации