Тема 3.6 Недостатки рынка и государства в регулировании экономики. Социальная политика государства

Студент должен знать:

- понятие и сущность общественного благосостояния и понятий Парето-оптимальность, Парето-предпочтительность, Парето-эффективность;

- недостатки и преимущества рынка в регулировании экономики;

- роль государственного регулирования экономики;

уметь:

- определять виды доходов населения;

- рассчитывать показатели уровня жизни населения;

- графически изображать кривую Лоренца, рассчитывать коэффициент Джини;

Общее равновесие рыночной системы и общественное благосостояние. Частичное равновесие и общее равновесие. Парето-оптимальность и Парето-предпочтительность.

Недостатки и преимущества рынка в регулировании экономики. Свобода выбора субъектов. Свобода предпринимательства. Эффективное распределение ресурсов. Гибкость и высокая адаптивность к быстро меняющимся условиям. Невозможность хронического дефицита. Наиболее рациональное использование достижений науки и техники. Асимметричность рыночной информации. Внешние эффекты (экстерналии) и общественные блага. Выбор в условиях риска и неопределенности. Отрицательная селекция, спекуляция. Нейтральность к риску, склонность к риску, диверсификация, распределение и объединение риска. Фьючерсы и опционы. Оппортунистическое поведение.

Роль государства в регулировании экономики. Обеспечение правовой базы. Защита конкуренции. Социальная политика. Социальная справедливость. Денежные и натуральные; со­вокупные, первичные и располагаемые; конечные доходы населения. Среднедушевой денежный доход. Уровень жизни населения. Номинальные и реальные располагаемые доходы. Перераспределение доходов и ресурсов. Неравенство в распределении доходов. Функциональное и вертикальное распределение доходов. Измерение неравенства в распределении доходов: кривая Лоренца, коэффициент (концентрации) Джини. Рыночный подход в распределении доходов. Эгалитарный подход («принцип уравнительного распределения»). Утилитарный подход (возможность измерения удовлетворенности разных людей). Роулсианский подход («максимизация полезности наименее обеспеченных лиц»).

Тематика аудиторных занятий

Лекционные занятия

№ п/п № раздела Наименование лекционных занятий Объем, часы
Очное Обучение
  1 Введение в экономическую теорию
2 Базовые экономические понятия. Экономические блага и агенты
3 Основы общественного производства. Рациональный выбор
4 Экономическая система. Собственность и хозяйствование
  2.1 Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения на конкурентном рынке
2.2 Основы теории рационального поведения потребителя. Кардиналистская и ординалистская концепции
2.3 Основы теории рационального поведения производителя. Издержки производства и прибыль
2.4 Конкурентная структура рынка. Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.5 Рынки факторов производства. Особенности спроса и предложения на рынках труда, земли и капитала
  3.1 Введение в макроэкономику. Система национальных счетов (СНС) и макроэкономические показатели
3.2 Макроэкономическое равновесие. Классическая и кейнсианские модели макроэкономического равновесия
3.4 Макроэкономическая динамика: экономические циклы, инфляция, безработица
3.5 Финансы и государственный бюджет. Цели и инструменты макроэкономической политики. Фискальная и денежно-кредитная политики
3.6 Экономический рост и развитие. Модели экономического роста
3.7 Недостатки рынка и государства в регулировании экономики. Социальная политика государства
Итого:

Наши рекомендации