Особенности инфляции в россии
В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную
с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.
Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфики планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию.
Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала планово-распределительная система хозяйствования.Она породила затратный механизм хозяйствования и нарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что объяснялось диспропорциями во всех сферах экономики, прежде всего:
■ в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд
потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;
■ в производстве средств производства и товаров народного потребления;
■ в системе государственного ценообразования;
■ в доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);
■ в кредитных и финансовых ресурсах.
Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него.
1 Согласно кривой Филипса существует закономерность между ростом инфляции и безработицей. Чтобы снизить уровень инфляции на 1%, необходимо увеличить уровень безработицы на 2%. Увеличение занятости и снижение безработицы сопровождаются ростом инфляции спроса.
Условия для искажения хозяйственных пропорций создавала повышенная инвестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии было осваивать наращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывались ресурсные возможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости строительства, растягиванием сроков и ростом объема незавершенного строительства, достигавшего 2/3 суммы инвестиций.
Использование отдельных рыночных элементов1 в управлении экономическими процессами в нашей стране было предусмотрено еше хозяйственной реформой 1964 года. Однако в результате сохранения жесткой централизации пладирования управления, детальной регламентации деятельности всех хозяйственных звеньев реформа, разладив старый механизм хозяйствования, не создала новый и привела к обострению противоречий в экономике, углублению товарно-денежной несбалансированности в народном хозяйстве.
Провозглашенная самостоятельность предприятий, введение полного хозрасчета не сочетались с административной системой управления производством -диктатом министерств и ведомств. Приоритет ведомственных интересов по сравнению с общественными, жесткий план и фондирование основной массы материальных ресурсов, невозможность распоряжаться изготовленной продукцией и заработанными средствами сдерживали инициативу предприятий, нейтрализовали действие стимулов эффективного хозяйствования.
Основой хозяйствования был план, по выполнению которого оценивалась работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечением материальными и трудовыми ресурсами, а в строительстве — и строительными механизмами. Это заставляло направлять усилия коллективов предприятий не столько на выполнение плана, сколько на его корректирование. У большей части предприятий планы производства в течение года неоднократно пересматривались, как правило, в сторону снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставались неизменными, либо увеличивались.
С учетом уровня выполнения плана, который не всегда отражал реальный вклад коллектива предприятия в экономику, формировались фонды экономического стимулирования. Несовершенство механизма создания таких фондов приводило к тому, что они росли быстрее фондообразующих показателей: прибыли, реализации, производительности труда. Занижение плановых заданий, нередко их подгонка под фактически выполненный уровень давали возможность значительно завышать вознаграждение и выплачивать незаработанные средства.
Стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности общественного производства, расточительному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, наруше-
1 Прибыли в качестве важнейшего планового и оценочного показателя деятельности предприятия, что влияет на материальное вознаграждение коллективов, размер фондов экономического развития.