Менеджмент как современная теория управления социально- экономическими системами.
Развитие бизнеса показывает,
что спрос на хороших
менеджеров растет
быстрее чем
возможности их
подготовки.
Питер Друкер
Понятие, сущность, задачи, роль современного менеджмента.
Сегодня слово «менеджмент», знают практически все.
Когда американцы или европейцы говорят о менеджменте, то они подразумевают
менеджера- человека, или субъекта управления, который действует в рыночных структурах.
Речь идет о тех организациях, что заняты бизнесом. (бизнес направлен на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги)
Бизнесмен– это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего прибыль. Это может быть единоличных хозяин или же человек, не являющийся членом организации, в которой он вложил деньги.
Соответственно, когда говорят о менеджере, как правило имеют ввиду менеджера профессионала, прошедшего специальную подготовку.
Менеджеры работают во всех «эшелонах» управления и, по американским понятиям и на европейских предприятиях различают:
- top management — высшее звено управления (ген. директор и
другие члены управления)
- middle management – среднее звено управления (руководители управления и самостоятельных отделов).
- lower management – низшее звено управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений.
Имеется ввиду, что руководство различного уровня есть и в правительстве, и в армии, и у церкви, но менеджмент деловых круговотличается от прочих видов управления тем, что целью предприятия, а следовательно и задачей его управления, является производство, и реализация товаров или удовлетворение социальных потребностей через рынок.
Итак, менеджмент —это обязательное управление хозяйственной деятельностью, которое выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности.
В качестве объекта менеджментавыступает хозяйственная деятельность, предприятие в целом или ее конкретная сфера.
Менеджмент охватывает деятельность предприятий, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов. В бизнесе это означает, что у предприятия постоянно имеется широкий круг потребителей.
Основная задача менеджмента- сделать информацию, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.
Еще одной конкретной задачей является обеспечение инновацией.
В современных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более выгодных условиях, чем конкурент.
Менеджмент как наука и искусство
Само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход представитель фрахтовых компаний Льюс Брандейс в 1910 году ХХ(США юрист-адвокат, уделял много внимания минимальному размеру оплаты труда). В 30 годах прошлого века Лютер Гьюлик (был сотрудником аппарата президента Рузвельта, был директором института государственного управления)
Описывая те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Л. Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам "планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование". POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой и |
дал объяснение почему следует управление производством считать наукой «Управление становится наукой из-за стремления понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать это сотрудничество более полезным для человечества» .