Финансы и их роль. Денежно-кредитная политика.
Финансовое регулирование экономики. Госуд-й бюджет.
Финансы и их роль. Денежно-кредитная политика.
Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу» выполняемую финансами. Вопрос о количестве и содержании функций финансов относится к дискуссионным. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную.
Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения: их специфическое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость ВВП, выраженную в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных доходов специального целевого назначения.
Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на три группы: а) зарплата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы предприятий сферы материального производства; в) доходы государства в виде косвенных налогов; поступлений от государственного имущества, угодий, услуг; изъятия части прибыли государственного сектора.
Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства.
Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, однако оно обязано заботиться о развитии их, а значит, выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер и отраслей можно отнести развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п. Все это обусловливает объективную необходимость перераспределения первичных доходов предприятий и населения. С помощью перераспределительных процессов государство создает и использует централизованные фонды денежных ресурсов. В этих фондах оно сосредотачивает, а затем использует на общегосударственные нужды все доходы, полученные им в процессе перераспределения национального дохода от предприятий и граждан посредством налогов и сборов. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общегосударственной жизни – в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: государственный, территориальный, местный. И наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.