Способы реализации экономической политики

  Финансовая (фискальная) политика Монетарная (денежно-кредитная) политика
Тип воздействия на экономические процессы преимущественно прямого воздействия на экономику преимущественно косвенного воздействия на экономику
Объект воздействия совокупный спрос (кейнсианский вариант регулирования) совокупное предложение (неоклассический, неоли­беральный вариант регу­лирования)
Сильные стороны данного инструмента Высокая степень получаемого эффекта Адаптационность по отношению к рыночным условиям
Слабые стороны данного инструмента Достаточно высокая степень «помех» рыночным процессам. Бюрократизм процесса «запуска» данных методов (парламентские слушания, лоббизм) Относительная замед­ленность в достижении результата

В историческом развитии рыночного общества прослежи­вается эволюция постепенного перемещения регулирования с прямых методов - на косвенные. Финансово-бюджетные процессы (то есть преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX столетия, достиг­нув пика своего развития к 60-м годам XX в. Отметим, что финансовая политика стояла в эпицентре кейнсианской системы регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь с первой трети XX в. Установка, которой придерживаются сегодня правительства разных стран, — наиболее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (то есть монетарную политику).

Помимо финансовой и денежно-кредитной политики в качестве инструмента государственного регулирования национальной экономики такжевыделяютрегулирование внешнеэкономической деятельности (внешнеэкономическое регулирование),так как внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой внешнеэкономическую политику, под которой понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами. Под государственным регулированием внешнеэкономических связей понимают совокупность используемых государством форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями и задачами.

Внешнеэкономическая политика находится в неразрывной связи с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено как социально-экономической политикой, проводимой государством, так и задачами экономического роста, поэтому целями внешнеэкономической политики являются:

- обеспечение экономической безопасности страны;

- обеспечение сбалансированности торгового и платежного балансов страны.

- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

- поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке.

Несмотря на то, что жесткое воздействие и контроль на внешнеэкономическую деятельность со стороны государственных органов характерны для централизованной экономики, где существует государственная монополия внешней торговли, однако и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом.

Государство вмешивается во внешнеэкономическую деятельность с целью обеспечения экономических и политических интересов страны.

В современных условиях государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, валютные и кредитные отношения, международное перемещение рабочей силы международное движение капитала, научно-технический обмен.

Свои регулирующие функции в области внешнеэкономической деятельности государство осуществляет посредством принятия законов, постановлений, решений правительства и иных государственных актов.

Главным объектом регулирования является международная торговля, поэтому основная часть инструментов и способов воздействия относится к этой сфере. Среди них выделяют такие, как таможенные тарифы, налоги, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта, межгосударственные договоры и соглашения, ограничительные условия.

Исторически сложились два основных направления внешнеэкономической политики правительства — протекционизм и фритредерство.

Политика протекционизманаправлена прежде всего, на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для нее характерными являются высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли (или либерализация), которое предполагает отмену различного рода ограничений на пути импортных товаров, установление низких таможенных тарифов.

В настоящее время часто наблюдается сочетание политики протекционизма и фритредерства, при этом проблема выбора между протекционизмом и либерализмом является постоянной проблемой внешнеэкономической политики, поскольку несбалансированное применение мер протекционизма может привести чрезмерному ограждению национального хозяйства от конкурентной борьбы на мировом рынке, а перекос в применении мер либерализма может навредить экономической безопасности.

Подтаможенными тарифами понимают систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Изменяя таможенные тарифы, государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров.

Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. Пошлины увеличивают цену товара и тем самым снижают его конкурентоспособность на том рынке, куда он поставляется. Если государство не желает, чтобы товар из другой страны вытеснял аналогичный отечественный товар, оно устанавливает высокие пошлины на ввоз такого товара в страну, и в этом случае пошлина носит характер защиты внутреннего рынка от импорта заграничных товаров.

Количественныеили так называемые нетарифные ограниченияпредставляют собой устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. При этом иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены.

Количественные ограничения, как и таможенные пошлины, применяют для снижения конкуренции на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров, и вводятся чаще всего в отношении тех товаров, в которых сама страна остро нуждается.

Также к количественным ограничительным мерам относят применение таких инструментов, как контингентирование, квотирование и лицензирование.

Контингентирование - это ограничение экспорта и импорта товаров на установленный период времени в соответствии с определенным количеством или суммой (контингентом).

Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

Лицензирование представляет собой запрет свободного ввоза или вывоза без наличия лицензии, которая выдается на определенное количество товара и действует в течение определенного периода, указанного в лицензии.

Лицензия на экспорт и импорт обычно выдается предприятиям (фирмам) правительственными или уполномоченными государственными органами.

В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени.

Кроме количественных ограничений существуют и другие средства нетарифного ограничения. К ним относят таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и другие аналогичные меры.

Важное значение в государственном регулировании внешнеэкономических отношений, особенно торговых, имеют экономические методы. Основой развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти является экспорт, поэтому государство уделяет главное внимание его стимулированию.

Стимулирование экспорта осуществляется двумя основными методами – с помощью дотаций и субсидий.

Дотации выплачиваются компаниям с целью получения последними гарантированной прибыли и фактически представляют собой прямое финансирование экспортного производства государством в виде выплат из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами.

Субсидии широко применяют для покрытия расходов в экспортном производстве на ведение научно – исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), при этом доля экспортных НИОКР в развитых странах, осуществляемых за счет бюджетных средств, может достигать до 30% от общих расходов на ведение НИКОКР.

Также в качестве мер внешнеэкономического регулирования применяется косвенное финансирование экспортного производства, которое происходит путем льготного налогообложения и кредитования.

Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами, такими, например, как снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта их продукции в производстве (широко применяется в США), или с помощью отчислений в резервные фонды развития экспортного производства части прибыли (как правило, эти отчисления не облагаются налогами). Разновидностью льгот является также налоговый кредит - отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки.

Одной из распространенных форм стимулирования является кредитование экспорта.Компаниям предоставляются среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты на благоприятных условиях и по стабильным ставкам на развитие экспортного производства.

Используются также и такие методы косвенного финансирования, как возврат экспортных пошлин, уплаченных при импорте сырья, передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам.

На современном этапе иностранные частные и государственные инвестиции являются одним из факторов развития подавляющего большинства стран, поэтому важным направлением деятельности государства в сфере внешнеэкономической политики является регулирование притока и вывоза капитала, посредством которого миграция капитала из неконтролируемого превратилась в организованный и стимулируемый государством процесс.

Среди государственных мер в области регулирования притока вывоза капитала, можно выделить такие, как:

- определение отраслей экономики, доступных для иностранных инвесторов, и их максимальной доли в производстве отрасли;

- установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях;

-определение доли участия национальных кадров в управлении данными предприятиями, а также условий в части использования компонентов национального производства;

- ограничение создания филиалов, репатриации капиталов и прибылей и другие.

Наши рекомендации