Вопрос 12. Издержки фирмы и их структура. Условия равновесия фирмы на рынке.

Издержки производства - затраты на покупку экономических ресурсов, потребленных в процессе выпуска тех или иных благ. Любое производство товаров и услуг связано с использованием труда, капитала и природных ресурсов, которые представляют собой факторы производства, стоимость которых определяется издержками производства. В связи с ограниченностью ресурсов возникает проблема наилучшего их использования из всех отвергнутых альтернатив. Альтернативные издержки - это издержки выпуска благ, определяемые стоимостью наилучшей упущенной возможности применения ресурсов производства, обеспечивающие максимальную прибыль. Альтернативные издержки предприятия называются экономическими издержками. Эти издержки необходимо отличать от бухгалтерских издержек. Бухгалтерские издержки отличаются от экономических издержек тем, что они не включают стоимость факторов производства, являющихся собственностью владельцев фирм.

Варианты классификации издержек производства многообразны. Начнем с установления различий между явными и неявными издержками. Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Они определяются суммой расходов фирмы на оплату покупаемых ресурсов (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и т. п.). Неявные (вмененные) издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме и принимают форму потерянного дохода от использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Они определяются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы. Классификация издержек производства может быть осуществлена с учетом мобильности факторов производства. Выделяются постоянные, переменные и общие издержки. Постоянные издержки - издержки, величина которых в коротком периоде не изменяется в зависимости от изменения объема производства. Их иногда называют "накладными расходами" или "безвозвратными издержками". К постоянным издержкам относятся расходы на содержание производственных зданий, закупку оборудования, рентные платежи, процентные выплаты по долгам, жалованье управленческого персонала и т. д. Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда фирма ничего не производит. Переменные издержки - издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства. Если продукция не производится, то они равны нулю. К переменным издержкам относятся расходы на покупку сырьевых ресурсов, топливо, энергию, транспортные услуги, заработную плату рабочим и служащим и т. д. В супермаркетах оплата услуг работников-контролеров входит в переменные издержки, поскольку управляющие могут приспособить объем данных услуг к числу покупателей. Общие издержки - совокупные издержки фирмы, равные сумме ее постоянных и переменных издержек, определяются по формуле: Общие издержки увеличиваются по мере увеличения объема производства. Издержки на единицу производимых благ имеют форму средних постоянных издержек, средних переменных издержек и средних общих издержек. Средние постоянные издержки (AFC) - это общие постоянные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных издержек (FC) на соответствующее количество (объем) выпущенной продукции: AFC = FC/Q. Поскольку общие постоянные издержки не изменяются, то при делении их на увеличивающийся объем производства средние постоянные издержки будут падать по мере увеличения количества выпускаемой продукции, ибо фиксированная сумма издержек распределяется на все большее и большее количество единиц продукции. И наоборот, при сокращении объема производства средние постоянные издержки будут расти. Средние переменные издержки (AVC) - это общие переменные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления переменных издержек на соответствующее количество выпущенной продукции: AVC = VC / Q. Средние переменные издержки вначале падают, достигая своего минимума, затем начинают расти. Средние (общие) издержки (АТС) - это общие издержки производства на единицу продукции. Они определяются двумя способами: а) путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции: ATC = TC/Q; б) путем суммирования средних постоянных издержек и средних переменных издержек: АТС = AFC + AVC. Вначале средние (общие) издержки высокие, поскольку производится небольшой объем продукции, а постоянные издержки большие. По мере увеличения объема производства средние (общие) издержки снижаются и достигают минимума, а затем начинают расти. Предельные издержки (МС) - это издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции. Предельные издержки равны изменению общих издержек, деленному на изменение объема произведенной продукции, т. е. они отражают изменение издержек в зависимости от количества выпускаемой продукции. Поскольку постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда равны нулю, т. е. MFC = 0. Поэтому предельные издержки - это всегда предельные переменные издержки, т. е. MVC = МС. Из этого следует, что увеличивающаяся отдача переменных факторов сокращает предельные издержки, а понижающаяся отдача - наоборот, их увеличивает. Предельные издержки показывают, какова величина затрат, которые фирма понесет при росте производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, которые она сэкономит в случае уменьшения производства на данную единицу. В том случае, когда дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции меньше средних издержек уже произведенных единиц, производство данной следующей единицы понизит средние общие издержки. Если же издержки на следующую дополнительную единицу будут выше, чем средние издержки, ее производство повысит средние общие издержки. Изложенное относится к короткому периоду.

ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ
В сфере обмена и передачи прав транзакционные контроля
По отношению к внутренней и внешней среде фирмы явные (внешние) неявные (внутренние)
По временному периоду постоянные переменные

Транзакционные издержки - издержки на заключение и совершение сделки. При передаче прав собственности, обмене, заключении контрактов и т.д. возникают издержки на проверку достоверности предоставляемой информации, сбор необходимой документации, обеспечение правомерности сделки и пр. Противоположными транзакционным издержкам являются издержки контро­ля, то есть затраты на контроль любых внутренних взаимодействий в фирме. Например, две фирмы заключают меж­ду собой сделки, взаимодействуют, подписывают контракты и т.д. Издержки на их взаимодействие - являются транзакционными. Потом эти фирмы объединились и стали одной организацией. В этом случае все издержки, которые возникают в процессе взаимодействия двух подразделений одной фирмы (отделений, филиалов и т.д. - смотря по какому принципу объединились две организации) становятся издержками контроля. То есть фирме необходимо будет отслеживать внутренние взаимодействия, выполнение обязательств, достижение внутренних целей и т.д. Таким образом, чем больше фирма, тем выше издержки контроля. По отношению к внешней и внутренней среде фирмы издержки разделяются, соответственно, на внешние (или яв­ные) и внутренние (или неявные). К внешним затратам фирмы относятся издержки на взаимодействие с внешней средой данной фирмы - например, платежи поставщикам сырья. К неявным затратам фирмы относятся затраты на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также затраты на такой важный ресурс как предпринимательский талант. Пове­дение фирмы изменяется в зависимости от того, какой временной период мы рассматриваем. В краткосрочном и дли­тельном периоде у производителя разные цели и разные затраты.

ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (ФИРМЫ)
В краткосрочном периоде (short-run - SR) В долгосрочном периоде (long-run - LR)
Это период существования фирмы, когда одни факторы производства являются переменными, а другие постоянными. Это период существования фирмы, когда все факторы производства являются переменными.
К постоянным факторам производства будут относится: здания, сооружения, оборудование и т.д. Фирма может изменять условия производства: размеры здании, количество машин и оборудования и т.д.
Неизменным остается количество фирм в отрасли (в течение этого периода фирмы не уходят с рынка и не выходят на него). Количество фирм в отрасли изменяется, потому что фирмы могут изменить условия производства и выйти на рынок (или уйти с него)
Краткосрочный период, как правило, охватывает несколько месяцев Долгосрочный - от полугода до нескольких лет  

Можно еще выделить кратчайший период существования фирмы, когда все факторы производства постоянны.

В краткосрочном периоде фирма обладает постоянными факторами производства, а значит, затрачивает на них постоянную величину собственных средств. То есть мы можем выделить такое понятие, как постоянные издержки. Предельные издержки - увеличение общих затрат, которое вызвано приращением объема производства на одну единицу. Рассчитывается как отношение изменения общих издержек к изменению объема выпуска. Итак, предельные издержки - это сумма изменения величины постоянных издержек на единицу изменения объема выпуска и изменения величины переменных издержек на единицу изменения объема выпуска производства. Но ведь постоянные издержки в краткосрочном периоде не меняются, то есть: AFC = 0. А это значит, что предельные издержки - это, прежде всего, изменение переменных.

В современной рыночной экономике расчет эффективности производства предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход - дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции. Предельный доход равен изменению общего размера выручки, деленному на изменение количества проданного продукта. Существует два способа определения наилучших объемов производства. Оба они строятся на сравнении предельного дохода и предельных издержек.1-й способ: бухгалтерско-аналитический

Количество Цена Валовый доход Валовые издержки Прибыль Предельный доход Предельные издержки
0 1 2 3 4 5 6 7 144 134 124 114 104 94 84 74 0 134 248 342 416 470 504 518 256 320 340 355 368 381 400 431 -256 -186 -92 -13 +48 +89 +104 +87 - 134 114 94 74 54 34 14 - 64 20 15 13 13 19 31

Как определить предельные издержки при выпуске третьего товара? Чтобы ответить на этот вопрос, берем графу 4 с обозначением валовых издержек. С переходом со второго продукта на производство третьего издержки выросли (355-340=15). Это и есть предельные издержки связанные с выпуском третьего товара. Самый выгодный объем производства при 6-й позиции, после нее предельные издержки уже превышают предельный доход, что явно неблагоприятно для фирмы.

2-й способ: графический. Строится на основе сравнения предельных издержек и предельного дохода. Ориентиры для фирмы складываются следующим образом:

· если предельный доход выше предельных издержек можно расширять производство.

· если предельный доход меньше предельных издержек, производство невыгодно, его нужно сворачивать.

Точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции, когда она выбирает оптимальный выпуск продукции, предполагает следующее равенство: Р = МС + MR, где: Р-цена товара, MC-предельные издержки, MR-предельный доход.

Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных варианта поведения: производство ради максимизации прибыли; производство ради минимизации убытков; прекращение производства. Максимизация прибыли имеет место, когда цена превышает величину средних совокупных издержек. Цена превышает минимальную величину средних совокупных издержек, поэтому принципиально возможно получение прибыли. Второй вариант — минимизация убытков — реализуется, когда рыночная цена продукции предприятия больше минимальной величины средних переменных издержек, но меньше минимальной величины средних общих издержек. Если фирма прекратит производство (даже временно) ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения каких-либо текущих доходов. Это означает, что убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому-то предприятие продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их. В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения средних переменных издержек, предприятие прекращает производство продукции. Действительно, данная цена не только не покрывает все издержки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издержки. То есть каждая выпущенная единица к неизбежному убытку в размере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском этого товара. В этих условиях, чем больше производство, тем больше убытки. Максимизация прибыли и правило. Выбор принципиального варианта поведения представляет собой лишь первый шаг фирмы в оптимизации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки.

Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Вход на рынок совершенной конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде регулятором используемых в отрасли ресурсов становится уровень прибыльности. Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономических прибылей послужит стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов. И наоборот, экономические убытки будут играть роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов. Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или получение ими нулевой экономической прибыли). Таким образом, совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции. Его суть состоит в том, что отрасль гибко реагирует на изменение спроса. Она привлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объем предложения ровно настолько, насколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса. И обеспечивает на этой основе долгосрочную безубыточность фирм.

Наши рекомендации