Рыночные отношения и основные типы рынков в АПК

8.1.1 Понятие и структура рынка. Предпосылки функционирования рынков

Связи между производителями и потребителями продукции могут осуществляться либо посредством планового распределения произведенного продукта на основе изучения и составления баланса потребностей общества, либо при помощи рынка как фазы обмена, осуществляемого в соответствии с законами товарного производства и обращения. В случае планового распределения продукции связь между производителями и потребителями осуществляется через посредников (государственные планирующие и распределительные органы). Рынок выступает как система отношений между производителем и потребителем, базирующихся на товарно-денежных отношениях и конкуренции.

Таким образом, рынок – это совокупность экономических отношений в сфере обмена по поводу реализации товаров (продукции, работ, услуг), характеризующихся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, ценообразовании, снабжении и т.д.

Основными функциями рынка в АПК являются: регулирование сельскохозяйственного производства на основе установления взаимосвязей между фазами производственного процесса; стимулирование роста экономической эффективности производства посредством рационального использования материально-технических ресурсов, снижения издержек производства, повышения качества продукции; стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию; ускорение научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.

Развитие рыночных отношений в значительной степени определяется инфраструктурой рынка, которая представляет собой систему организаций и учреждений как составную часть общего устройства рыночной системы, обеспечивающую движение товаров и услуг на рынке. В составе рыночной инфраструктуры выделяют следующие звенья: инфраструктура рынка средств производства (товарно-сырьевые биржи, брокерские и дилерские конторы, лизинговые компании, машинно-технологические станции, система факторинга); инфраструктура рынка труда (биржи труда, государственная служба занятости, ротация, подготовка и переподготовка кадров, повышение их квалификации, система управления миграционными процессами); инфраструктура потребительского рынка (система торговли, заготовки и доставки продукции, складское хозяйство, системы хранения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, товарно-сырьевые биржи, коммерческие посреднические центры, ярмарки, аукционы и т.п.); инфраструктура финансово-кредитного рынка (финансовые организации, банки, инвестиционные фонды, занимающиеся выдачей кредитов, расчетно-кассовым обслуживанием и выполнением иных функций, обеспечивающих движение и эффективное использование денежных средств); инновационная инфраструктура (банки данных по АПК в целом по стране, отдельным республикам и регионам, информационная сеть маркетинговых служб, рекламно-информационные службы, аудиторские фирмы, консалтинговые компании, средства массовой информации).

Основными предпосылками создания и функционирования рынка в агропромышленном комплексе являются:

· право собственности (физические и юридические лица обладают четко определенными правами на свою собственность, в т.ч. право владеть, пользоваться и распоряжаться ею);

· экономическая свобода (собственник вправе выбирать не только схему использования, но и сферу приложения своего капитала);

· конкуренция (существование таких условий, при которых действуют закон стоимости и закон экономии ресурсов);

· правовые рыночные институты (контрольное право, акционерное право, законодательство об экономических ассоциациях и т.п.).

8.1.2 Спрос и предложение, факторы, их определяющие. Эластичность спроса и предложения

Функционирование рынка в АПК базируется на основе действия единых экономических законов, основным из которых является закон рыночного равновесия, в соответствии с которым товар может быть реализован только по цене и в объемах, определяемых соотношением спроса и предложения.

Спрос – это экономическая категория, выражающая совокупную общественную потребность в различных товарах, обеспеченную соответствующими денежными средствами. Закон спроса представляет собой обратную связь между ценой и величиной спроса на товар: при повышении цены спрос падает, а при понижении – возрастает.

Главными факторами, определяющими спрос, помимо собственно цены конкретного товара, являются: цены товаров-субститутов, т.е. заменяющих данный товар в потреблении; цены комплиментарных товаров, т.е. дополняющих данный товар в потреблении; денежные доходы населения; вкусы и предпочтения потребителей; число потребителей; ожидания потребителей.

Ценовая эластичность спроса означает интенсивность реакции покупателей на изменение цены на товары (услуги) и представляет собой степень изменения количества спроса в ответ на изменение цены. Эластичность спроса по цене определяется по формуле:

Рыночные отношения и основные типы рынков в АПК - student2.ru ,

где Рыночные отношения и основные типы рынков в АПК - student2.ru - ценовая эластичность спроса;

Рыночные отношения и основные типы рынков в АПК - student2.ru - изменение покупок товаров, %;

Рыночные отношения и основные типы рынков в АПК - student2.ru - изменение цены на товар, %.

Абсолютно неэластичный спрос означает, что потребителям требуется одно и тоже количество товара независимо от изменения цены на товар (Эсц = 0); неэластичный спрос наблюдается тогда, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% в расчете на каждый процент снижения цены данного товара, т.е. величина спроса всегда меньше соответствующих изменений в цене товара (0 < Эсц < 1); единичная эластичность спроса имеет место, когда приобретаемое количество товара возрастает на 1% при снижении цены на 1%, т.е. количество спроса определяется исключительно колебаниями цены товара (Эсц = 1); эластичный спрос наблюдается тогда, когда спрос возрастает больше, чем на 1% в расчете на каждый процент снижения цены, т.е. небольшое изменение цены вызывает значительную реакцию в количестве спроса (Эсц > 1); абсолютно эластичный спрос свидетельствует о том, что спрос на данный товар абсолютно независим от цены, а его количество формируется под влиянием других факторов (Эсц → ∞).

Наряду с ценовой эластичностью имеет место также и эластичность спроса по доходам населения, поскольку прирост доходов увеличивает возможность совершать покупки:

Рыночные отношения и основные типы рынков в АПК - student2.ru ,

где Рыночные отношения и основные типы рынков в АПК - student2.ru - эластичность спроса по доходам населения;

Рыночные отношения и основные типы рынков в АПК - student2.ru -прирост дохода, %.

Предложение – это совокупность товаров, которые могут быть произведены и представлены к продаже на рынке при определенном уровне рыночных цен на них. Зависимость между ценой и величиной предложения является прямо пропорциональной: при повышении цены объём товара на рынке увеличивается, а при уменьшении – предложение товара сокращается.

Среди факторов, оказывающих влияние на предложение,помимо цены конкретного товара, основными являются: цены товаров-субститутов; цены комплиментарных товаров; издержки производства и их динамика в зависимости от изменения ресурсных цен и технологии производства; налоги и субсидии; число производителей; ожидания производителей.

Эластичность предложения характеризует чувствительность или реакцию предложения на изменение цены товара и определяется по формуле:

Абсолютно неэластичное предложение имеет место, когда товаропроизводитель готов производить определенное количество товара независимо от изменения цены на него (Эпц = 0); неэластичное предложение означает, что количество предложенного товара всегда меньше изменений в цене товара (0 < Эпц < 1); единичная эластичность предложения свидетельствует о том, что количество предлагаемого товара возрастает на 1% при увеличении цены на 1%, т.е. количество предложения определяется исключительно колебаниями цены товара (Эпц = 1); эластичное предложение наблюдается тогда, когда предложение возрастает больше, чем на 1% в расчете на каждый процент увеличения цены, т.е. небольшое изменение цены вызывает значительную реакцию в количестве предложения (Эпц > 1); абсолютно эластичное предложение свидетельствует о том, что предложение на данный товар абсолютно независимо от цены, а его количество формируется под влиянием других факторов (Эпц → ∞).

8.1.3 Понятие и виды конкуренции на рынке

Конкуренция является одной из основных предпосылок создания и эффективного функционирования рынка в системе аграрной экономики. Конкуренция, как было отмечено, базируется на существовании таких условий, при которых действует закон стоимости, то есть покупатель имеет право приобретения товара по потребительской стоимости, а не по цене производителя-монополиста, и закон экономии ресурсов, предполагающий, что производитель, выпускающий качественную продукцию с меньшими издержками производства, по сравнению с другими участниками рынка, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и позиционирования на рынке.

Различают рынок совершенной и несовершенной конкуренции; конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую.

Совершенная конкуренция предполагает наличие на рынке большого количества мелких производителей, которые не в состоянии оказывать существенное влияние на уровень рыночных цен. Спрос на товары регулируется исключительно уровнем цен на них, а влияние других факторов – незначительно. Покупатель стремится приобрести по минимально возможной цене товары, потребительские свойства которых позволяют удовлетворить его потребности. Продавец стремится продать данные товары по максимально возможной цене, пытаясь одновременно снизить уровень удельных издержек с целью максимизации прибыли. Рыночное равновесие устанавливается на уровне, максимально благоприятном и для покупателя, и для продавца, а также – для государства и иных участников сделки.

В случае несовершенной конкуренции цена на товар устанавливается не столько уровнем спроса на него, сколько соглашением между наиболее крупными товаропроизводителями. Государство вынуждено принимать меры по регулированию рынка: установление минимальной или максимальной цены, повышенных налогов или, наоборот, налоговых льгот и т.д.

При внутриотраслевой конкуренции, характеризующейся различным уровнем производительности труда во всей совокупности предприятий отрасли, рыночная стоимость товара определяется общественно необходимым трудом и приближается к индивидуальной стоимости тех предприятий, которые производят большую часть товаров данной группы. Если спрос на товары превышает их предложение – рыночная цена превышает уровень рыночной стоимости, если же предложение товаров превышает спрос на них – рыночная цена устанавливается ниже рыночной стоимости. Если индивидуальная стоимость производства товара ниже рыночной стоимости – производители получают прибыль от реализации продукции (разница между рыночной и индивидуальной стоимостью), если же индивидуальная стоимость производства товара выше рыночной стоимости – производители получают убытки. Существование дифференциальной ренты, а также государственное регулирование сельского хозяйства значительно ограничивают действие внутриотраслевой конкуренции в сфере агробизнеса.

Межотраслевая конкуренция заключается в перераспределении капиталов между отраслями с низкой прибылью и отраслями с высокой прибылью. Это конкуренция за получение более высокой прибыли на вложенный капитал между предпринимателями, объединениями, отраслями. Сельскохозяйственное производство считается одним из наименее привлекательных направлений вложения средств, поскольку риски предпринимательской деятельности здесь весьма высоки. Отток средств из отрасли может привести к сокращению производства, уменьшению предложения сельскохозяйственных товаров и, соответственно, повышению рыночных цен и прибыли предпринимателей.

Следует отметить, что в условиях рыночных отношений конкуренция не ограничивается только ценовым фактором. Важное значение приобретают также качество товара и все условия, связанные с его продажей.

8.1.4 Виды (типы) рынков в АПК

По видам реализуемой продукции (работ, услуг) рынки в АПК классифицируют следующим образом: сельскохозяйственные рынки, рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства, рынок сферы услуг, рынок маркетинговых услуг.

На сельскохозяйственных рынках сельскохозяйственное предприятие самостоятельно реализует полученную продукцию. Сельскохозяйственные рынки можно подразделить на: рынки продукции растениеводства; рынки продукции животноводства; рынки продукции переработки.

Рынок материально-технических ресурсов обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимыми материально-техническими ресурсами для сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента: рынок сельскохозяйственных машин и механизмов, рынок материально-производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы), рынок минеральных удобрений, рынок кормов для животноводства.

На рынке сферы услуг сельскохозяйственные предприятия обеспечиваются услугами, необходимыми для осуществления производственного процесса. В числе этих услуг можно выделить: информационные (включая услуги связи), консалтинг, научно-исследовательские (включая элитное семеноводство), технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий), ветеринарные, мелиоративные, изыскательские и землеустроительные и др.

Рынок маркетинговых услуг возникает тогда, когда сельскохозяйственное предприятие не реализует продукцию самостоятельно, а прибегает к услугам специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг: услуги дилерских и дистрибьюторских организаций, услуги предприятий оптовой и розничной торговли, услуги предприятий общественного питания, услуги предприятий переработки.

По степени ограничения конкуренции выделяют 4 типа рынков: рынок чистой конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.

В условиях чистой конкуренции рынок состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен на товар.

При монополистической конкуренции на рынке также действуют множество покупателей и продавцов, однако сделки совершаются в весьма широком диапазоне цен.

Олигополистический рынок характеризуется небольшим числом продавцов, очень чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.

Если на рынке функционирует всего один продавец - имеет место чистая монополия.

8.1.5 Рынки факторов производства для сельского хозяйства

Рынок факторов производства – это сфера товарного оборота ресурсов хозяйственной деятельности. Рынки факторов производства в сельском хозяйстве подразделяются на рынок земли, рынок труда, рынок капитала.

В условиях конкуренции цены на факторы производства формируются под влиянием спроса и предложения. Предложение факторов производства - это их количество, которое может быть представлено на рынке по существующим в данный момент ценам. На рынке факторов производства спрос порождает предложение экономических ресурсов. Особенность рынков факторов производства выражается в том, что предложение зависит от специфики каждого фактора производства и обусловлено как ограниченностью, так и редкостью экономических ресурсов.

Предложение каждого фактора производства на рынке имеет различную
эластичность.

Предложение на рынке земли является неэластичным, поскольку размеры ее четко определены, а площади земли практически не изменяются. Альтернативного экономического ресурса, который мог бы заменить землю, не существует. Земля в сельском хозяйстве является главным и невоспроизводимым экономическим ресурсом. Ценой земли является рента, которая может составлять часть арендной платы. Рассредоточенность земельных угодий, их количество и структура, качество и продуктивность могут являться причинами изменения спроса на земельные ресурсы.

Предложение на рынке ресурсов сырья оказывается более
эластичным, поскольку имеются альтернативные, взаимозаменяемые виды
сырья и материалов.

Трудовые ресурсы в каждый момент также являются ограниченными,
фиксированными и относительно медленно изменяющимися. Эластичность
предложения рабочей силы может быть повышена за счет более полной занятости трудовых ресурсов, снижения безработицы, совершенствования производственных процессов. Спрос на труд зависит от спроса на продукцию, производимую при помощи данного труда; от предложения других экономических ресурсов, в результате чего возможно замещение труда иными факторами; от производительности труда. Уровень заработной платы выражает как цену спроса на труд, так и цену предложения труда.

В качестве капитала в сельском хозяйстве выступают инвестиционные ресурсы. В состав капитальных ресурсов не включаются деньги. Они могут быть использованы для закупки средств производства, приносящих доход. Цена предложения капитала – это сумма издержек производства данного товара, затрат на его реализацию и прибыли от его производства.

Равновесная цена фактора производства совпадает с его предельной доходностью при данном соотношении спроса и предложения. Доход, созданный в производстве, должен совпадать с суммой предельной доходности каждого из факторов.

Наши рекомендации