Методика и организация выполнения курсовой работы
Первым этапом начала работы становится выбор темы курсовой работы, ее осмысление и обоснование. Из перечня тем, предложенных кафедрой, магистрант выбирает ту, которая наиболее полно соответствует его учебно-производственным интересам и склонностям. Вместе с руководителем необходимо определить границы раскрытия темы, которые будут освещаться в исследовании.
Путем критического анализа и сравнения с известными решениями проблемы обосновывается актуальность работы. Освещение актуальности не должно быть многословным. Достаточно несколькими предложениями высказать главное – сущность проблемы.
При определении объекта, предмета и цели исследования необходимо учитывать, что между ними и темой курсовой работы существуют системные логические связи.
Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимым для исследования информации.
Предмет исследования – это только те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Таким образом, предмет исследования уже, чем объект.
Объект исследования – это процесс или явление, продолжает проблемную ситуацию. Предмет исследования содержится в пределах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание магистранта, поскольку предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая освещается на титульном листе как ее название.
Наличие поставленной цели исследования позволяет определить задачи, которые могут включать следующие составляющие:
- решения определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему исследования (например, выявление сущности понятий, явлений, процессов, дальнейшее совершенствование их изучения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.д.);
- всестороннее (при необходимости и экспериментальное) изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типового положения, недостатков и трудностей, их причин, типичных особенностей передового опыта; такое изучение позволяет уточнить, проверить данные, которые опубликованы в специальных непериодических и периодических изданиях, поднять их на уровень научных фактов, обоснованных в процессе специального исследования;
- обоснование необходимой системы мер по решению данной проблемы;
- экспериментальная проверка предложенной системы мер на соответствие ее критериям оптимальности, то есть достижения максимально важных в соответствующих условиях результатов решения этой проблемы при определенных затратах времени и усилий;
- разработка методических рекомендаций и предложений по использованию результатов исследования в практике работы соответствующих учреждений (организаций).
Выполнение задач исследования невозможно без ознакомления с основными литературными источниками по теме курсовой работы. Во время источниковедческих поисков необходимо выяснить состояние изученности выбранной темы современной наукой, чтобы не повторять в работе общеизвестных истин, конкретнее, точнее определить направления и основные разделы своего исследования.
Второй этап начинается с изучения и конспектирования литературы по теме курсовой работы. Изучение литературы необходимо начинать с работ, где проблема отражается в целом, затем перейти к более узким исследованиям. Начать знакомство с изданиями необходимо с титульного листа, выяснив, где, кем, когда оно было выдано. Необходимо пересмотреть содержание, которое раскрывает структуру изучения, наполнение его разделов, обратиться к предисловию, где раскрыты назначение издания, задачи, поставленные автором.
Читая издание, необходимо внимательно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать главные положения от доказательств и иллюстративного материала. Часто статьи из научных сборников сложны для восприятия, поэтому необходимо их читать несколько раз, пытаясь выделить главную идею и аргументы, которыми автор ее доказывает. Выясняя это, надо выписывать необходимые цитаты, цифры, условия, аргументы, которыми оперирует автор, доводя основную идею статьи.
Конспектируя материал, следует постоянно помнить тему курсовой работы, чтобы выписывать только то, что имеет отношение к теме исследования. Выписывать цитаты необходимо на одну сторону отдельных листов бумаги стандартного размера, это помогает лучше ориентироваться в накопленном материале, систематизировать его по темам и проблемами.
Чем шире и разнообразнее круг источников, используемые магистрантом, тем выше теоретическая и практическая ценность этого исследования. Правильная и логическая структура курсовой работы – это залог успеха раскрытия темы.
Процесс уточнения структуры сложный и может продолжаться в течение всей работы над исследованием. Предварительный план работы необходимо обязательно показать научному руководителю. Готовясь к написанию текста курсовой работы, целесообразно еще раз внимательно прочитать ее название, содержащее проблему, которая должна быть раскрыта. Проанализированный материал излагается в соответствии с содержанием в виде отдельных разделов и подразделов. Каждый раздел освещает самостоятельный вопрос, а подразделение – отдельную часть этого вопроса.
Тема должна быть раскрыта без пропуска логических звеньев, поэтому, начиная работать над разделом, необходимо отметить его главную идею, а также тезисы каждого подразделения. Тезисы необходимо подтверждать фактами, мнениями различных авторов, анализом конкретного практического опыта. Необходимо избегать бессистемного изложения фактов без достаточного их осмысления и обобщения.
Мысли должны быть связаны между собой логически, весь текст должен быть подчинен одной главной идеи. Один вывод не должен противоречить другому, а подкреплять его. Если выводы будут связаны между собой, текст потеряет свое единство. Одно доказательство должно вытекать из другого. Для доказательства каждого положения необходимо приводить аргументы.
Количественные данные, иллюстрирующие практический опыт работы можно проанализировать по методу ранжирования ряда, распределив материалы по годам, сведя их в статистические таблицы, таблицы для сравнения и др., что позволит сделать конкретные выводы.
Таким образом, широкое использование известных в науке методов накопления, изучения, систематизации фактов и практического опыта в целом позволит выполнить основную задачу курсового исследования: совместить различные разобщенные знания в целостную систему, вывести определенные закономерности, определить дальнейшие тенденции развития теории и практики соответствующей сферы деятельности.
На заключительном этапе работы предполагается написание магистрантом вступления и выводов, оформление списка литературы и приложений, редактирование текста, его доработки с учетом замечаний научного руководителя, подготовка работы к защите.
Введение целесообразно писать после того, как написана основная часть курсовой работы. Если магистрант решил не касаться некоторых аспектов темы, он должен указать об этом во введении.
Логическим завершением курсовой работы являются выводы. Главная их цель – итог работы. Выводы представляются в виде отдельных лаконичных положений, методических рекомендаций. Очень важно, чтобы они соответствовали поставленной задачи. В выводах необходимо указать не только-то положительное, что удалось обнаружить в результате изучения темы, но и недостатки и проблемы, а также конкретные рекомендации по их устранению.
Список литературы составляется на основе рабочей картотеки и отражает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, является «визитной карточкой» автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне владения навыками работы с научной литературой.
Завершая написание курсовой работы, необходимо систематизировать иллюстративный материал. Иллюстрации необходимо подавать в тексте или оформлять в виде приложений. Все приложения должны иметь порядковую нумерацию и названия, соответствующие их содержанию.
Курсовую работу рекомендуется выполнять сначала в черновом варианте. Это позволяет вносить в текст необходимые изменения и дополнения, как по инициативе самого автора, так и в соответствии с замечания руководителя.