Задания для контрольной работы №1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Камышинский технологический институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Факультет «Экономика и менеджмент»

Кафедра «Экономика и бухгалтерский учёт»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

__________ А.Г. Сошинов

«___» ______________2013 г.

Методические указания

Для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения

по дисциплине «История экономических учений»

по направлению

080100 «Экономика»

Камышин, 2013 г.

Оглавление

1. Определение варианта задания для контрольных работ. 4

2. Задания для контрольной работы №1. 5

3. Тестовые задания для экзамена. 7

4. Оформление контрольной работы.. 22

5.Список рекомендуемой литературы.. 22

Дисциплина «История экономических учений» является специальной дисциплиной профессионального цикла (базовая часть).

Цель учебного курса истории экономических учений - ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста.

Содержание учебной дисциплины и вырабатываемые компетенции

№ темы Название темы,наименование вопросов
Раздел 1ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
1.1. Предмет и метод курса «История экономических учений». Общая характеристика основных направлений экономической мысли. Предмет и методы курса.
1.2 Экономическая мысль доиндустриального периода. Экономическая мысль Древнего Востока и античность. Экономическая мысль средневековья.
РАЗДЕЛ 2СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
2.1 Экономическая мысль меркантилизма и физиократов. Исторические предпосылки возникновения меркантилизма. Экономическая политика: раннего меркантилизма; позднего меркантилизма. Особенности экономического развития Франции XVII- XVIII вв. и их отражение во взглядах физиократов. Экономическое учение Ф. Кенэ. Дальнейшее развитие физиократических воззрений у Тюрго.
2.2 Классическая школа политэкономии. У. Петти – основоположник классического п/э. А.Смит – как экономист мануфактурного периода. Работа Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Д. Рикардо – идеолог эпохи промышленной революции «начало политэкономии». Дальнейшее развитие теории Смита. Марксизм.
РАЗДЕЛ 3ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
3.1 Эволюция экономической мысли Запада на рубеже XIX-XX вв. Генезис экономической мысли на рубеже XIX в. новая историческая школа. Маржинальная революция. Австрийская школа. Кембриджская школа. Американская школа. Математическая школа.
3.2 Американский институционализм. Общая характеристика институционализма. Толкование предмета и метода экономической теории. Особенности использования описательно-статистического и историко-генетического методов. Социально-психологический институционализм Веблена. Социально-правовая концепция Коммонса.
3.3 Кейнсианство и его особенности в различных странах. Основные категории экономической системы Кейнса. Проблемы экономической политики Кейнса. Неокейнсианство. Общая характеристика неокейнсианства. «Принцип акселерации». Неокейнсианство во Франции. Школа монополистической и несовершенной конкуренции. Чикагская школа. Монетаризм М. Фридман, О.Филипс.
РАЗДЕЛ 4ВКЛАД РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
4.1 Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития экономической науки в России. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов. А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
  ИТОГО
  Ко – контрольный опрос Кр – контрольная работа СЗ – семестровое задание Э - экзамен

Определение варианта задания для контрольных работ

Целью контрольных работ является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курса «История экономических учений». Контрольная работа №1 включает три теоретических вопроса, каждый из которых должен быть раскрыт не более чем на 3-4 страницы.

Номер варианта находится на пересечении первой буквы фамилии студента и последней цифрой шифра зачетной книжки и указан в таблице 1. Задания по вариантам даны в таблице 2.

Таблица 1- Определение варианта

Первая буква фамилии Последняя цифра номера зачетной книжки
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж,З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У,Ф,Х
Ц,Ч,Ш,Щ
Э,Ю,Я

Таблица 2 – Задания по вариантам

Номер варианта Номер вопросов
4,21,41
5,22,42
6,23,43
7,24,44
8,25,45
9,26,46
10,27,47
11,28,48
12,29,49
13,30,50
14,31,51
15,32,52
16,33,53
17,34,54
18,35,55
19,36,56
20,37,57
1,38,58
2,39,59
3,40,60

Задания для контрольной работы №1

1. Экономическая мысль Древнего Китая.

2. Ревизионизм в социал-демократическом учении.

3. Атлантический меркантилизм.

4. Среднеевропейский меркантилизм – камералистика.

5. Первые русские меркантилисты.

6. Экономические преобразования Петра 1.

7. Джон Локк и Дадли Норт о денежном обращении.

8. Сочинение Ричарда Кантильона «Очерк о торговле» и Эссе Дэвида Юма «О деньгах».

9. «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ.

10. «Тектология: всеобщая организационная наука» А.А. Бонданова.

11. Функция накопления запасов по А. Смиту.

12. Адам Смит о четырёх принципах собирания налогов.

13. Капитал в трактовке Давида Риккардо.

14. Номинальная и реальная заработная плата в трактовке Давида Риккардо.

15. «Трактат политической экономии» Жана-Батиста Сэя.

16. Книга Жана Шарля Леонела Симонда де Сисмонди «Новые начала политической экономии».

17. Комиромиская политэкономия Джона Стюарта Милля.

18. Концепция Жана Бадена и Гаспаро Скаруффи о количественной теории денег.

19. Утопический социализм Томаса Мора и Томаззо Компанеллы.

20. Концептуальные положения Пьера Лепезана де Буагильбера.

21. Основные экономические положения капитала Карла Маркса.

22. «Национальная экономика» Фридриха Листа.

23. Теория несовершенной конкуренции.

24. Австрийская школа.

25. Английский маржинализм.

26. Маржиналистская концепция Карла Менгера.

27. Вклад Эйгена Беем-Баверка в теорию маржинализма.

28. «Теория общественного хозяйства» Фридриха Визера.

29. Концептуальные взгляды предшественников маржинализма (Герман Генрих Госсен, Антуан Огюстен Курно, Ювенал Дюпюи.

30. Утопический социализм Клода Анри Ревруа де Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна.

31. «Старая» и «молодая » исторические школы.

32. «Юная историческая школа»: поиск истоков «духа капитализма».

33. Объяснения Веркером Зомбартом и Максом Вебером истоков «духа капитализма».

34. Венер Зомбарт о типах и функциях капиталистических предпринимателей.

35. Изменение парадигмы анализа в маржинализме.

36. Лозаннская школа.

37. Связь маржинализма с неоклассической теорией.

38. Фритредерство и протекционизм в России.

39. Политическая экономия народничества.

40. Экономические взгляды легальных марксистов.

41. Идеи «народной экономики».

42. Неоклассическая теория капитала и дохода.

43. Основные концепции Чикагской школы.

44. Концепция Кнута Викселля кумулятивных процессах.

45. Поиск источников «духа капитализма».

46. Общая характеристика американского институционализма.

47. Институционализм Торстена Веблена.

48. Теория империализма.

49. Большие циклы конъюктуры Николая Дмитриевича Кондратьева.

50. Основное содержание учения Джона Мейнарда Кейнса.

51. Инновационная концепция экономической динамики Йозефа Алоиза Шумпетера.

52. Компромиссная политэкономия Джона Стюарта Милля.

53. Главные разделы микроэкономики в трактовке Альфреда Маршалла.

54. Содержание экономической теории благосостояния.

55. Денежная теория кембриджской школы.

56. Чикагская школа.

57. Экспансия монетаризма.

58. Математическая модель общего экономического равновесия Леона Вальраса.

59. Ординалистское и кардиналистское понимания полезности.

60. Меркантилистская доктрина активного торгового баланса.

Наши рекомендации