Международная миграция рабочей силы. Виды и последствия международной трудовой миграции.
Принято считать, что мировой рынок труда складывается не из национальных рынков труда, а из международных миграционных центров рабочей силы. Международная трудовая миграция – процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью обеспечения их занятости. В мире сложились различные центры международной трудовой миграции. В Западной Европе работают несколько десятков миллионов иностранных рабочих (в начале XXI в. иностранные рабочие составляли 18% рабочей силы в Швейцарии, 10% – в Австрии, 9% – в Германии, 6% – во Франции). В США ежегодно въезжают от 500 до 800 млн. человек (с членами семей), в Канаду – около 200 тыс. человек. Наряду с этими традиционными центрами международной трудовой в последние десятилетия возникли новые центры – нефтедобывающие арабские страны (Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн) притягивают рабочую силу из других арабских и азиатских государств. Поставщиками рабочей силы для них выступает население более бедных арабских стран (Египта, Йемена, Иордании, Судана, Палестины) и азиатских стран (Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки), а в последнее время – Фиджи, Таиланда, Южной Кореи и др. и даже Европы. Здесь масштабы использования иностранной рабочей силы в абсолютном выражении колеблются до 30 млн. человек. Саудовская Аравия, Ливия, и ОАЭ используют до 90% всей рабочей силы, поступающей в регион. При этом в Кувейте, Катаре и ОАЭ иностранцы занимают 80% рабочих мест в стране, в Саудовской Аравии, Бахрейне более 40% рабочей силы – иммигранты, в Омане – 34%. При этом иностранцы получают работу на достаточно ответственных участках, в числе и на государственной службе, что в целом нетипично для использования иностранной рабочей силы в мире. Так, иностранцы в муниципальной полиции могут получать звания до капитана включительно. Но особенно большое число иностранных работников используется в строительстве и сфере услуг. В то же время все иностранцы трудятся на временной основе и по окончании контрактного срока уезжают на родину, а на смену им приходят новые люди. Правительства стран Ближнего и Среднего Востока препятствуют их ассимиляции. Так, за 17 лет в Саудовской Аравии получили подданство всего 5,5 тыс. иностранцев, т.е. ежегодно немногим более 300 человек. Второй сравнительно новый центр образовался в XX в. на юге Африки. Официальные данные свидетельствуют о том, что в качестве легально завербованных, иностранных работников ЮАР ежегодно получает примерно 250 тыс. человек. Столько же шахты и рудники ЮАР поглощают в год в нелегальном порядке. География вовлечения рабочей силы из глубин африканского континента расширяется. Третий центр находится в Латинской Америке. Только в конце ХХ в. завербовано в Аргентину, Бразилию и Венесуэлу из Уругвая, Боливии не менее 8 млн. иностранных рабочих. Четвёртый центр расположен в Юго-Восточной Азии и Австралии. Среди иммигрантов миллионы филиппинцев, пакистанцев, южнокорейцев, индийцев и др. По оценке МОМ, в 2010 году общее число мигрантов в мире составило 214 млн. Международная миграция населения играет важную роль в развитии отдельных стран и регионов, оказывает сёрьезное воздействие на возрастную и половую структуру населения стран-доноров и принимающих стран. Среди иммигрантов преобладают лица трудоспособных возрастов. Иностранные рабочие составляют значительную часть трудоспособного населения в странах Западной Европы, особенно Швейцарии, Западной Германии, Франции.
Машиностроение мира
Машиностроение — крупнейшая по стоимости продукции и по числу занятых отрасль современной мировой промышленности. На долю машиностроения приходится 35% стоимости промышленной продукции мира, в том числе в развитых странах — около 40, в странах с переходной экономикой — 20 — 25, в развивающихся — 15 — 20% и [ менее.
Машиностроение является наиболее сложной отраслью мировой промышленности и включает в себя вместе с металлообработкой до 20 крупных отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс мира делится на пять больших групп отраслей: 1) производство металлоизделий и металлообработка; 2) общее машиностроение; 3) электротехника и электроника; 4) транспортное машиностроение; 5) приборостроение. На долю общего машиностроения приходится 35 — 37% продукции машиностроительного комплекса, транспортного — 33 — 35, электротехники и электроники — 30 — 32%.
Самой быстрорастущей отраслью современного мирового машиностроения является электронная и электротехническая промышленность, а доля общего машиностроения снижается. Это связано с сокращением производства сельскохозяйственных машин, текстильного оборудования и др.; в то же время увеличивается выпуск дорожно-строительных машин, появились новые производства — конторское оборудование и т.п. Доля транспортного машиностроения в структуре отрасли в целом остается относительно стабильной, но в данной группе отраслей происходят, 'заметные сдвиги: сокращается доля судостроения, железнодорожного подвижного состава, но в целом остается стабильной доля автомобилестроения.
В современной мировой экономике сложились четыре региональных экономических центра:
1) Северная Америка (свыше '/3 мирового машиностроения), где производится практически вся номенклатура машиностроительной продукции;
2) Западная Европа (около '/3), где производится главным образом массовая машиностроительная продукция и высоко развиты некоторые новейшие производства;
3) Восточная и Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, сочетающая выпуск продукции массового машиностроения с изделиями самой высокой технологи (около 15%);
4) Россия и некоторые другие страны СНГ, где имеются достаточные производственные мощности для выпуска массовой машиностроительной продукции и некоторые высокотехнологичные производства (около 6%).
В общем машиностроении ведущей отраслью является станкостроение, которое включает в себя производство металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, к нему же относят и выпуск промышленных роботов. Станкостроение определяет научно-технический прогресс в современном мире, требует высококвалифицированных трудовых ресурсов.
Производство сельскохозяйственной техники в развитых странах в последнее время сокращается, так как все большее внимание в них уделяется повышению ее качества. Данная отрасль перемещается в Китай, Индию и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии.
Транспортное машиностроение остается одной из важнейших отраслей машиностроения. В настоящее время снизилось значение таких его подразделений, как авиастроение (из-за падения спроса на военные самолеты), судостроение (из-за падения спроса на нефтеналивной тоннаж), и переживает застой производство железнодорожного состава, фактически перемещенного в развивающиеся страны.
Судостроение быстро развивалось в 60-е — первой половине 70-х гг. — в эпоху «дешевой нефти», когда возрастал спрос на супертанкеры: Но в период энергетического кризиса и вызванного им резкого сокращения морских перевозок нефти спуск на воду морских судов сократился. Только в 90-х гг. возобновился рост производства в мировом судостроении.
Автомобилестроение стало во второй половине ХХ в. своеобразным двигателем экономики не только развитых, но и новых индустриальных стран. В ХХ в. мировая экономика пережила три волны автомобилизации: первая — в США (в 20-х гг.), вторая — в Западной Европе и Японии (в 50 — 60-х гг.) и третья — в новых индустриальных странах и странах с переходной экономикой (в 90 — 2000-х гг.). Мировое производство автомобилей выросло с 10,5 млн. шт. в 1950 г. до 60 млн. шт. в 2003 г. Отрасль постепенно расширяется, охватывая все новые страны: Китай, Индию, Южную Корею, Малайзию, Бразилию Аргентину.
Электронную промышленность составляет в настоящее время группа следующих основных производств: компьютерная и периферийная техника, элементная база электронных схем, коммуникационное оборудование, аудио и видеотехника, контрольно-измерительные приборы и системы управления. В составе отрасли выделяются две крупные подотрасли: военно-промышленная и бытовая электроника. Первая подотрасль получила развитие в США и России, в меньшей степени в Западной Европе и Японии. Основным центром бытовой электроники стала Япония, а затем Китай, Южная Корея и страны Юго-Восточной Азии.
Жесткая конкуренция на рынке (компьютеры выпускают более 1000 фирм мира, однако подавляющую их часть дают 20 — 25 крупнейших) заставляет многие фирмы искать свои экономические ниши, довольно часто менять ассортимент компьютеров, разрабатывать все новые типы и модели аппаратуры. Жизненный цикл компьютера — около трех лет, затем наступает его моральный износ.