Оценка агропромышленного комплекса регионов Украины

Оценка легкой промышленности регионов Украины

Начиная с 1990 года, украинская легкая промышленность медленно, но уверенно снижает обороты. За 2008 год предприятия, выпускающие одежду, сократили производство на 7,9 %. Основная причина гибели легпрома — неравные условия для украинских участников рынка и импортеров. Объёмы производства на предприятиях легкой промышленности в 2008 сократились на 3,4 %. Наиболее сократили производство производители одежды. Импорт одежды в январе-ноябре 2008 года, наоборот, вырос более чем на 110 % по сравнению с 2007 годом. Причем, импорт из развитых стран на Украину минимален. Например из Франции, по официальным данным, за 11 месяцев 2008 привезено около 668 трикотажных женских кофт и футболок, из Дании — 148 единиц. Притом, что всего в страну ввезено 1 млн 643 тысячи 336 таких изделий. Основная масса продукции (а точнее, более полутора миллионов единиц) приходит из стран Азии. При дешевой рабочей силе и сырье, восточные импортеры давно завоевали украинского потребителя.

До 80% одежды Украина шьет на экспорт. Из-за налогового давления, сложной отчетности, недоступности кредитования и других факторов украинская легкая промышленность поставлена ​​в неравные условия конкуренции на внутреннем рынке с импортерами.

И положение усугубляется неконтролируемым импортом, контрабандой некачественной, но дешевой зарубежной продукции

Еще одна проблема, о которой говорят в Укрлегпроме, – импорт так называемого «секонд-хенда». По данным ежегодно в Украину ввозят в среднем по два килограмма секонд-хенда на человека. И если бы такую ​​продукцию производили здесь, это дало бы миллион дополнительных рабочих мест для украинской промышленности.

Украинские таможенная и налоговая политика способствуют импортеру, а не внутреннему производителю. Поэтому и получается, что «made in Ukraine» – не для украинцев ,

Украинскую легкую промышленность надо поддерживать и непременно создавать равные условия конкуренции .Но равенство условий не означает экономические привилегии. В конкуренции с импортерами Украины не сможет отгородиться от мира и свести границы, через которые никто не проникнет.

Представители Укрлегпрома отмечают: за последние 20 лет украинская легкая промышленность потеряла 600 тысяч рабочих мест. Именно поддержание занятости в этой области считают основным путем улучшения способности Укрлегпрома конкурировать с імпортерами, следует не просто предоставлять льготы отдельным владельцам заводов, а увеличивать заинтересованность в привлечении инвестиций в эту отрасль.

Одна из проблем украинской легкой промышленности в том, что она часто пренебрегает такому принципу, как «реклама – двигатель торговли».

Наши предприятия не могут продавать свою продукцию в Украину, потому что у них нет брендов.

Оценка агропромышленного комплекса регионов Украины

Несмотря на политическую и финансовую нестабильность в стране, украинский агропромышленный комплекс, как и раньше, остается привлекательным для инвесторов. Сельским хозяйством все больше интересуются инвесторы, инвестиции как источник финансирования аграрного производства являются предпосылкой эффективной деятельности отрасли и стабильного обеспечения продовольственной безопасности государства.

Основными задачами, по мнению профильного министра, является обеспечение правовой базы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в аграрном комплексе, разработка научных основ структурной и инвестиционной политики содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в АПК, особенно при помощи налогового законодательства, определение основных направлений с целью развития регионов и укрепление национального инвестиционного потенциала в АПК Украины. При этом, по его словам, отрасль требует инвестиций в размере более $ 150 млрд.

Каждая сельскохозяйственная страна в зависимости от различных факторов

выбирает свой путь развития аграрного сектора. В первую очередь, речь идет об основных

игроках: это могут быть мелкие фермеры, средние или крупные холдинги, нередко

вертикально интегрированные

Украинским агрохолдингам присущи общие черты: активное наращивание

земельного банка (в основном в результате слияний и поглощений), стремление выйти на

международные рынки капитала, выстраивание вертикальной интеграции.

Если посмотреть на земельные банки крупнейших агрохолдингов Украины, то виден потенциал роста их земельного банка. Такой рост может осуществляться за счет увеличения посевных площадей, в Украине пока еще очень значительное количество незанятой, необрабатываемой земли. Также развитие холдингов может происходить за счет вытеснения мелких фермеров в условиях рыночной конкуренции.

В 1990 году доля сельского хозяйства в украинском ВВП составляла порядка

24,4%, а в 1999 году эта цифра упала до 12,8% . Без серьезной поддержки государства фермеры и хозяйства старого типа, образовавшиеся на базе колхозов, не сумели выйти на быстрый рост производства. «Определенные позитивные сдвиги начались в 2000 году, когда на базе бывших колхозов стали создаваться предприятия рыночного типа…Появились крупные частные инвесторы…В 2000 году впервые за прошедшие десять лет увеличилось производство продукции сельского хозяйства – на 7,6% относительно 1999 года, а производительность труда – на 4,8%...в 2001-м валовая

продукция сельского хозяйства увеличилась на 9,9%, в том числе в аграрных

предприятиях – на 19,9%...Дальнейшее развитие сельского хозяйства стало возможным благодаря активному кредитованию. Например, в 2008 году по сравнению с 2000 годом кредитование аграрного сектора выросло более чем в сто раз»

. Развитие агрохолдингов существенно изменило картину украинского АПК.

Эффективное развитие, применение новейших технологий – основа

конкурентоспособности. В сельскохозяйственном секторе это не только расширение

земельного банка, но и покупка новейшей техники, качественных удобрений,

современного посадочного материала, строительство мощностей по хранению,

перерабатывающих заводов для создания вертикально-интегрированного производства.

Именно по такому пути идут крупные сельскохозяйственные холдинги, выполняя роль локомотива аграрного сектора страны. Украина на данном этапе развития – экспортер сырья, а это неэффективный путь. Выращенное зерно лучше оставить для дальнейшей переработки: маслоэкстракционные заводы, мясомолочная промышленность, мукомольная отрасль и др. – создают добавочную стоимость украинской продукции.

На данном этапе развития АПК Украины практически во всех его отраслях

лидирующие позиции занимают именно крупные агрохолдинги. Исключение составляет мясное и молочное производство (КРС), а также производство некоторых овощей: картофеля, бахчевых культур и других овощей, - в общей доле их производства крупные компании пока не играют доминирующую роль. Но и это вопрос времени и инвестиций. Динамика прослеживается уже сейчас. Из года в год соотношение мяса и молока, выработанного частными хозяйствами и крупными компаниями, меняется в пользу крупнотоварного производства.

Разумеется, государство должно существенно увеличить свою роль в поддержке

фермеров и мелкотоварного производства. В отсутствии такой поддержки агрохолдинги -

это пока наиболее эффективный путь для украинского АПК.

Наши рекомендации