Позиционирование товара на рынке.
1. Типологизация потребителей:
1) по полу;
2) по возрасту;
3) по уровню доходов;
4) по роду занятий;
5) в зависимости от отношения к новому товару:
- новаторы – 2,5%. Они склонны к риску и эксперименту. По своим доходам относятся к верхней группе. Обладают высоким социальным статусом и живут в городе. Приобретают товар новинку сразу же, как только он появился на рынке;
- Ранние последователи – 13%. Являются лидерами мнений в своей среде и воспринимают новые товары довольно рано, но с осторожностью;
- Раннее большинство – 34%. Люди основательные, не рискуют. Воспринимают товары раньше среднего жителя, но с его приобретением не торопятся;
- Запоздалое большинство – 34%. Они противоречивы. С одной стороны не одобряют поведение новаторов и ранних последователей, а с другой стороны охотно подражают раннему большинству. Приобретают товар после того, как его приобрело большинство населения. ( Люди пожилого возраста и с невысоким уровнем дохода);
6) по семейному положению.
2.В зависимости от ассортимента и направленности своей деятельности фирма может использовать одну из следующих разновидностей маркетинга:
1. Массовый маркетинг – массовое производство, распределение и стимулирование одного и того же товара для потребительских групп сразу (туалетная бумага, соль, сахар, спички). Преимущества: максимальное снижение издержек, возможность установления минимальной цены, формирование огромного потенциального рынка.
2. Товарно – дифференцированный маркетинг – фирма производит одновременно несколько товаров с разными свойствами и характеристиками, призванные создать разнообразие на рынке. (Сигареты, Пивзавод «Рогань»).
3. Целевой маркетинг – фирма производит разграничение между различными группами потребителей, выбирает наиболее перспективные из них и для каждой разрабатывает свой отдельный товар («Мерседес»). Целевой маркетинг является наиболее перспективным с точки зрения бизнеса и маркетинга, а для его осуществления необходимо следующее:
- провести сегментирование рынка;
- выбрать стратегию охвата рынка;
- провести позиционирование товара на рынке.
3. Сегментирование –разбивка рынка на четкие группы потребителей с одинаковыми характеристиками, для каждой из которых может понадобиться отдельный товар и комплекс маркетинга.
Критерии сегментирования:
1) социально – экономический критерий (пол, возраст, уровень доходов, семейное положение);
2) географический критерий (место жительства, регион страны, климат);
3) психографический критерий:
- принадлежность к общественному классу;
- образ жизни – традиционалисты, жизнелюбы, эстеты;
- тип личности – увлекающаяся натура, любители поступать как все, авторитарная натура, честолюбивая натура.
4) поведенческий критерий
- повод для совершения покупки (повседневная покупка, особый случай);
- искомые выгоды (экономия средств, цена, сервис);
- степень приверженности к товару;
- отношение к товару.
При сегментировании могут использоваться следующие инструменты:
· анкетирование;
· интервьюирование;
· методы экспертных оценок;
· опрос;
· наблюдение.
Анкета состоит из 3 частей:
I. Вводная – обращение к респонденту, объяснение целей исследования, попытка заинтересовать.
II. Основная – формулировка вопросов об отношении к нашему товару, товару конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;
III. Заключительная – расскажите о себе.
4. После проведения сегментирования фирма должна решить следующие вопросы:
1) сколько сегментов необходимо захватить;
2) какие из них наиболее перспективные для фирмы.
Для решения этой задачи фирма может использовать одну из трех стратегий.
I. Недифференцированный маркетинг – фирма пренебрегает различиями в сегментации и обращается ко всему рынку с одним и тем же предложением. При этом она концентрирует свои усилия не на том, чем отличаются эти сегменты, а на то, что в них общего. Таким образом, она разрабатывает товар и маркетинговую стратегию, которые должны показаться привлекательными большинству потребителей. Упор при этом делается на массовое производство, распределение и массовую рекламу. Преимущества: экономичен, минимизируются издержки на производство, маркетинговые исследования и рекламу.
II. Дифференцированный маркетинг – фирма одновременно выступает на нескольких сегментах, разрабатывая для каждого из них отдельный товар. Предлагая разнообразные товары, она пытается добиться роста сбыта и более глубокое проникновение на каждый выбранный сегмент.
III. Концентрированный маркетинг – фирма концентрирует свои усилия небольшой части конкретного сегмента. Эта стратегия обеспечивает фирме прочную рыночную позицию в обслуживающем сегменте, так как она лучше других знает его нужды и пользуется там прочной положительной репутацией. Недостатком является то, что, эта стратегия связана с повышенной долей риска, так как выбранный сегмент может не оправдать возлагавшихся на него надежд или из-за активного внедрения конкурентов.
При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы.
· возможности фирмы;
· степень однородности продукции;
· этап жизненного цикла товара;
· степень однородности рынка;
· маркетинговые стратегии конкурентов.
5. Позиционирование –определение места товара на рынке среди аналогичных товаров-конкурентов с точки зрения потребителя.
В зависимости от ситуации, сложившейся на рынке, фирма может воспользоваться двумя путями:
1) разработать новый товар, не имеющий аналогов, и позиционировать себя первой;
2) позиционировать рядом с одним из существующих аналогов и начать борьбу за расширение контролируемой доли рынка. Это возможно, если:
- есть возможность предлагать товар, превосходящий конкурентов;
- рынок достаточно велик для двух или нескольких фирм;
- наличие значительных финансовых и производственных ресурсов.