Центрального Территориального
12.
13.– государство взаимодействует с домохозяйствами и фирмами на тех же принципах: получает от них налоги, платежи за выполнение им общественных функций и оплачивает закупки у фирм и на рынках факторов производства, а также формирует поток трансфертов, субсидий населению;
14.Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
1.Домохозяйства — домашние хозяйства (индивиды и их семьи). Как агенты предложения, они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг.
2.Фирмы — это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов, которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма — организация, которая владеет экономическими ресурсами и ведет хозяйственную деятельность. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения — предлагают на рынке произведенные товары и услуги.
3.Государство— агент, состоящий из государственных учреждений, задача которого состоит в регулировании экономики.
15.Различают след. Формы собственности:
1. Частная собственность на факторы, процесс производства и доходы предполагает использование труда. Различают так же индивидуальную и коллективную
Индивидуальная частная собственность 1.личная на предметы потребления 2. Индивидуальная трудовая собственность на условие производства и доходы.
Коллективная основана на объединении индивидуальных собственников, это группа собственность на условия и результат производства, она может быть кооперативная, акционерная, совместная и т.д.
2. Смешанная- имеет черты частной и гос собственности
3. Государственная- собственность гос. На условие и результаты производства она состоит из : федеральной, республиканской и муниципальной
Факторные доходы- это доходы собственника от имеющихся у него факторов производства.
Фактор Вид дохода
1. Земля рента
2. Капитал фирма прибыль
3. Капитал деньги проценты
4. Труд зарплата
5. Предприн. Способности предпринимательский доход
6. Знания доходы от результатов интеллектуального труда
16.Стадии развития производства. Производство и обмен. Структура реальной экономики в начале 19 века.
- техническая революция доиндустриальная стадия производства неолитическая (10000 лет назад) индустриальная (60 г.г. XVIII в. – 60 г.г XIX в. Постиндустриальная стадия научно- тех. революции с середины XX в.)
- основная сфера хозяйства (доиндустриальная с/х 2/3 работников, индустриальная промышленность 2/3 работников, постиндустриальная сфера услуг 2/3 работников)
- вид труда (доиндустриальная – ручной, индустриальная – с использованием машин, постиндустриальная – с применением автоматов, машин, компьютеров)
Производство – процесс соединения факторов производства: земли, труда, капитал и предпринимательских способностей для создания материальных благ и услуг необходимых для удовлетворения потребностей человека
Обмен - стадия, на которой товаропроизводители обмениваются своими продуктами. Цель обмена – удовлетворить потребности каждого человека через процесс купли-продажи товаров и услуг.
17.Разделение труда в обществе постоянно изменяется, а сама система разнообразных видов трудовой деятельности становится все более и более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. Разделением труда (или специализацией) называется принцип организации производства в хозяйстве, согласно которому отдельный человек занимается производством отдельного блага. Благодаря действию этого принципа при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, если каждый обеспечивал бы себя сам всем необходимым.
18.Производительность труда – это способность в единицу времени производить определенное количество товара.
Производительность труда должна расти, т.к. все фирмы стремятся к увеличению объемов производства и росту прибыли.
Это достигается за счет ( это факторы роста)
· Внедрение достижений научно-технического прогресса
· Стимулирование
Основной показатель роста производительности труда – выработка – должна увеличиваться
Выработка = объем производства/ численность работников ( в натуральном и денеженом выражении)
19.Экономическая система, предполагает особый способ хозяйственного управления страной и господствующую в ней форму собственности ( экономический строй)
В настоящее время наиболее распрастранены след типы эконом.систем:
1. Традиционная
2. Административная
3. Смешанная
20.Смешанная система- экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.
Отличительные черты:
приоритетность рыночной организации экономики;
многосекторность экономики;
государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
социальная защита населения.
Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и др.
Модели:
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 107с ВВП. причем более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.
Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции.
21. Деньги- это особый товар эквивалент способный выразить стоимость любого товара или услуги.
покупательная способность денег F= 1/Р ( F- покупательная способность, Р-цена)
Функции денег.
· Мера стоимости (разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены)
· Средства обращения(деньги используются в качестве посредника в обращении товаров)
· Средства платежа (деньги используются при регистрации долгов и их уплаты)
· Средство накопления( деньги накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее)
· Средства формирования сокровищ (в условиях натуральных денег (золотого стандарта) для сохранения баланса между денежной и товарной массами деньги откладывались в виде сокровищ)
22.Современные деньги. Современные бумажные банкноты, в отличие от тех что существовали при золотом стандарте, представляют собой долговые обязательства ( гос-ва и банков).
ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ* – экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения, как произведение количества продаваемых за год товаров на их среднюю цену, деленное на скорость обращения.
M*V=P*Q
M=P*Q/V ( М- масса денег, V- скорость обращения, Р- цена, Q-кол-во товаров и услуг)
23.денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.
Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Последнее представляет собой движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка. Такая связь денежного обращения с финансами служит основанием для некоторых экономистов определять денежное обращение как регулируемую законодательную систему финансов в стране.
Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Наличное обращение является движением наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег, посредством перечисления денежных средств на счета кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований.
24.Доходы: Заработная плата, прибыль, рента, трансфертные платежи, доходы от вклада в банк, страховые выплаты.
Расходы: Семейные ( мед. Услуги, расходы на ребенка, на образование и т.д.)
Личные ( лекарства, одежда и обувь, косметика и т.д.)
Необходимые выплаты (процент за кредит и сумма для их погашения кредита, затраты на транспорт и т.д.)
Хозяйственные расходы- ( ремонт мебели, бытовой техники, покупка белья, посуды и т.д.)
Отдых, развлечения, дополнительное образование.
Транспорт ( приобретение бензина ,ремонт, замена шин и т.д.)
Подарки или пожертвования
Разное ( услуги юриста и т.д)
Сбережения – это та часть доходов, которая не потребляется. По мере роста дохода семьи сбережения возрастают, и наоборот.
Сбережения = доход – потребление
25.----
26.СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ - независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя.
Свобода выбора— это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта
Рациональное поведение – каждый покупатель приобретая товары или услуги, удовлетворяет этим свои потребности, рационален в своем поведении.
27.----
28.Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Роль рынка состоит в следующем :
1. Рынок определяет, сколько и каких экономических благ нужно произвести
2. Рынок удовлетворяет спрос покупателей и изменяет объемы производства.
3. Рынок выполняет «санитарную» роль, т.е. способствует ликвидации неэффективных фирм и старого оборудования
К функциям рынка относятся:
1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
В настоящее время наиболее распространён регулируемый рынок, это результат развития рыночных связей и вмешательство государства в экономику. Для нормального, успешного развитого рынка государство применяет механизмы административного, правового и финансового регулирования.
НЕСОВЕРШЕННЫЙ РЫНОК — рынок с различными условиями реализации одинаковых товаров
29.Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.
Различают три вида конкуренции:
1. Функциональная – возникает в связи с тем, что любая потребность в принципе, может быть удовлетворена самыми разнообразными способами.
2. Видовая – характеризуется наличием товаров одного и того же назначения и близких по многим параметрам, но отличающихся по каким-либо существенным свойством или свойствами (двух-, трех- и пятискоростные велосипеды).
3. Предметная – (межфирменная) – возникает в случае практически полной идентичности товаров, предлагаемых различными предприятиями.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
Основными методами являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен («война цен»)
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
30.----
31.----
32.Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.
Основными методами являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен («война цен»)
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
Конкуренция стимулирует производство тех товаров, которые требуются потребителям, именно, конкуренция - главный рычаг прогресса в рыночной экономике. Именно конкуренция является эффективным средством стимулирования личной инициативы и предприимчивости, в конечном итоге конкуренция улучшает жизнь потребителя, т.е. всех членов общества, если в основе победы конкурентной борьбе лежит техническое превосходство, высокое качество и надёжность изделий, более эффективные методы производства и сбыта, то действие конкуренции оказывает положительное влияние на развитие экономике.
Она побуждает производителей применять новейшие достижения науки и техники, снижать издержки производства и цены. Негативным явлением, связанным с конкуренцией следует отнести банкротство предприятий и следовательно рост безработицы, дифференциацию доходов, недогрузку производственных мощностей, перепроизводство товаров. Однако этот негатив в конечном итоге превращается в позитив, поскольку вымывает не эффективных хозяйственников и способствует улучшению удовлетворения общественных потребностей - создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
33.Рынок основывается на механизме спроса- предложения
Спрос= предложению
Спрос - на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством его потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
· доходы потребителей;
· вкусы и предпочтения потребителей;
· цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
· запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
· информация о товаре;
· время, затраченное на потребление.
К неценовым факторам влияющим на спрос относят:
· Изменения в денежным доходах населения
· Изменения в структуре и количестве населения
· Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)
· Экономическая политика государства
· Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.
34.Анализируя спрос на товары и услуги, продавцы используют не только кривую спроса, но и коэффициенты эластичности по товарам и услугам.
Эластичность – это масштаб реакции покупателей на изменение основных факторов, влияющих на спрос.
По товарам и услугам рассчитываются эластичность по цене, по доходам и товарозаменителям.
Коэффициент эластичности ( по доходам) = изменение объема ( %) / изменение доходов (%)
При росте доходов населения на какие то виды товаров ( низкого качества) спрос падает, а на другие ( нормальные) повышается.
Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение спроса на готовый товар при изменении его цены. Коэффициентом прямой эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения объема спроса в процентах к относительному изменению цены
Перекрёстнаяэластичность - Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).
35.Предложение- кол-во товаров, предполагаемое производителями на рынке по конкретной цене в течении определенного промежутка времени.
Закон предложения- предложение находится в прямо- пропорциональной зависимости от цены.
(Р- цена,Q- величина спроса)
Факторы, от которых зависит эластичность предложения:
· особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен)
· временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке)
· способность данного товара к длительному хранению
36. Рыночная цена – это цена при которой объемы спроса равна объему предложения.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
Избыток товара (ИТ) – противоположность его дефицита. И возникает он в том случае, если предложение товара начинает превосходить спрос на него
Дефицит - превышение спроса над предложением.Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.
37.----
38.----
39.Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и (или) их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, и направленная на получение прибыли.
1. Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией.
2. Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п.
3. Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.
Фирма-представляет собой самостоятельных хоз. субъект , созданный предпринимателем или группой предпринимателей, для производства продукции, выполнения работ и оказание услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Целью фирмы получить максимальную прибыль через максимальное удовлетворение спроса. Что бы ее решить, нужно добиться максимального эффекта (результата) при минимум издержек (затратах)
По сферам предпринимательской деятельности фирмы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, транспортными, строительными, рекламными, юридическими и т. Д
40.В настоящее время наиболее распространены следующие формы предприятий ( фирм) :
1. Индивидуальные – небольшая фирма, собственник которой трудится и как работник, и как бухгалтер, и менеджер
2. Товарищества – это форма организации среднего и крупного бизнеса, деятельность основана на объединении паёв ( денег, имущества) сумма пая дает право его владельцу на получение доли прибыли и право голоса. В зависимости от степени имущественной ответственности товарищества делятся на : полное (ответственность всех участников солидарна, т.е. всем имуществом вкл. Личное)
ТОО ( самый максимум риск потерять свой пай)
3. АО- общество, уставной капитал которого образован за счет вкладов участников общества и разделена равные доли. Каждой доле капитала соответствует акция, удостоверяющая право собственности держателей акций на эту долю.
4. Объединения предприятий- одна из форм крупного бизнеса,обычно в сфере производства и финансов.
5. Смешанные
41.Издержки производства- это затраты фирм на производство и реализацию продукции.
Различают бухгалтерские(явные) и экономические (неявные) издержки.
Бух.издержки связаны с реальными затратами на приобретения факторов производства и создание материальных благ. Они отражены в бух. Бумагах
Экономические издержки- это сумма бух. Издержек и упущенных ( альтернативных) издержек.
Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные (их называют ещё предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные и переменные.
Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.
Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.
42.Общие затраты или валовые издержки — экономическая категория, являющая собой необходимые издержки для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ, состоящая из суммы переменных затрат и постоянных затрат, необходимых для определенного объема выпуска продукции.
Различают:
бухгалтерская прибыль — разница между ценой реализации (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками;
экономическая прибыль — учитывает дополнительные издержки, такие как некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников, дополнительные премиальные работникам.
Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов отчислений.
43.Себестоимость- это затраты предприятия на производство и реализацию продукции ( это средние общие издержки на товары)
Рентабельность – это показатель характеризующий эффективность вложенных в фирму средств, т.е. каждый вложенный рубль какую приносит прибыль. На фирме по каждому виду продукции рассчитывается её рентабельность
R= прибыль/себестоимость * 100 %
Прибыль= выручка- издержки
По этим и другим показателям оценивают деятельность фирмы.
44.Выручка (оборот, объём продаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов.
Выручка= P*Q (P-цена одной подушки,Q-кол-во)
Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно условно разделить на две группы: внутри- и внепроизводственные. К внутрипроизводственным относятся факторы, на которые предприятие может оказать воздействие в процессе управления; прежде всего, это применение передовой техники и технологии, улучшение организации производства и труда, мотивация высокопроизводительного труда и т. п.
Внепроизводственными являются факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние: цены на сырье, тарифы на топливо и электроэнергию, ставки налогов и отчислений, природные условия и т. д.
45.Труд как фактор производства. Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование вещества природы для удовлетворения своих потребностей. Под трудом как фактором производства, по одной версии, подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности. По другой - труд - это трудовая деятельность человека, рассматриваемая с социально-экономических позиций вне зависимости от ее конкретных результатов, как расходование рабочей силы или способностей к труду.
Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей
• экономические аспекты(занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование труда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);
46.Рынок труда как и др. рынки подчиняется закону спроса и предложения, и действует на основе ценового равновесия. Ценой товара – рабочей силы, является зарплата.
Спрос- это число рабочих мест, которые готовы представить работодатели.
Предложение – это люди готовые занять эти места.
Величина спроса зависит от :
· Экономической ситуации в стране
· От доходов фирмы и цен на товары ( спрос ( набор доп. Работников) происходит только тогда, когда это приносит фирме доп. Доход)
· Ситуации на товарных рынках ( излишки/дефицит)
На величину предложения влияет:
· Демографическая ситуация
· Престиж
· Численность рабочей силы в стране
· Величина большой заработной платы
· Квалификация профессиональной структуры населения
· Средняя продолжительность рабочего дня, недели
47.---
48.Различают две формы з.п:
Сдельная ( от V выполненной работы)
Повременная ( от кол-ва отработанного времени и часовой (дневной) ставки) окладная оплата
В мире самые распространенные системы оплаты труда:
1)Компенсационная ( доход= зарплата + надбавки)
2) Продолжительности сбыта ( японская) зарплата зависит от стажа
Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране.
Величина прожиточного минимума за III квартал 2011 года в целом по России установлена в следующем размере:
на душу населения - 6287 рублей;
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель может (должен) платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд. В настоящее время составляет 4611 рублей
49.Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Выделяют следующие виды безработицы:
- Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
- Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:
- циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
- сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
- технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
- Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
- Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
- Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
- Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.
- Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
- Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
- Скрытая:
- формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.
- наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.
Уровень безработицы в России составил в августе 6,1%
1.повышение спроса на квалифицированную рабочую силу;
2.обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи;
3.усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации;
4.переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан;
5.распределение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;
6.максимально возможное привлечение безработных к общественным работам;
7.совершенствование учета безработных и предоставлений пособий;
8.оказание социальной поддержки безработным и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.
Политика, проводимая на рынке труда, является составной частью государственной политики занятости, базируется на ее основных целях и задачах и призвана быть основой для разработки программ содействия занятости населения
50.Банковская система - часть экономики страны, необходимая для хозяйственной стабильности, выполнение гос. Программ.
Модель банковской системы двухуровневая:
1 уровень – ЦБ ( банк банков)
2 уровень – КБ ( кредитные организации)
ЦБ проводит денежную политику в стране, согласованную с правительством. ЦБ- самостоятелен, но под контролем правительства.
51.Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
Привлечение денег в банк от юр. И физ. Лиц – Вклады
Рассчетно-кассовые операции
Оформление кредитов
По поручению клиентов, ведение расчётов по счетам
Инкассация
Купля-продажа валюты
52.ЦБ проводит денежную политику в стране, согласованную с правительством. ЦБ- самостоятелен, но под контролем правительства.
Основные функции ЦБ :
· Проводит денежную эмиссию
· Выдача лицензий КБ
· Устанавливает единый для всех КБ процент по кредитам – учетная ставка ЦБ
· Устанавливает % перечисления части сумм от вкладом населения в резервный фонд ЦБ
· Устанавливает правила расчетов в стране
· Представляет интересы страны за рубежом
53. Коммерческий банк — это предприятие, организующее движение ссудного капитала с целью получения прибыли.
Целью любого КБ является прибыль.Функции коммерческого банка — в основном это привлечение средств на вклады за депозитный процент и их размещение в кредитах за ссудный процент.
Основные банковские операции :
· Привлечение денег в банк от юр. И физ. Лиц – Вклады
· Рассчетно-кассовые операции
· Оформление кредитов
· По поручению клиентов, ведение расчётов по счетам
· Инкассация
· Купля-продажа валюты
54.Кредит ( суда) – предоставление денег и товаров в долг на известных срок, на принципе возвратности его с процентами.
Широко используются след. Виды кредитов:
1. Потребительский ( население)
2. Ипотечные ( долгосрочный заём под залог недвижимости)
3. Межбанковский
4. Международный
5. Государственный (выпуск и продажа гос-ом, облигаций гос. Займа, которые покупают фирмы и население)
Сущность же кредита всегда устойчива и неизменна: кредит – это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости в товарной или денежной форме.
55.Рынок ссудных капиталов реализуется через банковскую систему. Цена кредитов называется – ссудным процентом. Ставка процентов ( размер) зависит :
· От спроса и предложения на денежном рынке
· От налогообложений
· От учетной ставки ЦБ (рост учет.ставки ведет к росту ссуды и уменьшению спроса на деньги)
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.
Инвестирование может быть финансовым(покупка акций, т.е. перемещение финансовых активов из рук в руки) и реальным(предприниматель, получив деньги за акции, вкладывает их в новое оборудование).
56. Инфляция – обесценивание денег, когда в обращении их больше, чем необходимо.
Причины:
- Нарушение равновесия между денежной массой и суммой цен товаров. Оно возникает когда гос. накопившее большие долги , включает печатный станок, переполняя каналы денежного обращения. То же происходит в случае резкого сокращения производства, когда товаров становится меньше , а денег не убавляется.
- Гонка вооружения, милитаризация экономики, когда гос. отвлекает на военные цели материальные и трудовые ресурсы. В экономике наступает перекос: оружия становится много, а товаров массового спроса мало. Работники производящие вооружение, оказывают давление на рынок потребительских товаров, что вызывает рост цен и инфляцию
- Характерный для социалистического народного хозяйства монополизм гос. и госпредприятий. Он способствует образованию дефицита на многие товары и услуги, развитию «черного» рынка , где цены превышают гос. . Результат- снижения реальных доходов и сокращения потребления.
- Неправильное налогообложение. Чрезмерно высокие налоги (например на прибыль) вынуждают предприятия сокращать производство. Побочным эффектом в таком случае так же становится рост нелегальной экономики.
- Нерациональное вложение в основные фонды: гос. создает новые производства, но денег не хватает, и растет незавершенное производство, средства вложена , а отдачи от них нет. В результате падает рентабельность и оборачиваемость капиталов и инвестиций.
- В процессе перестройки экономике гос. делает «ценовую накидку» для компенсации возможных убытков. В результате растут цены на все товары и услуги
- Порочная внешнеэкономическая политика гос.. Когда рынок заполняется большим количеством импортного товара, отечественное производство сокращается.
Различаются 3 уровня:
• Ползучая инфляция, когда прирост цен остается в пределах 10% в год
• Галопирующая инфляция, когда прирост цен составляет от 10 до 100% в год
• Гиперинфляция – когда прирост цен превышает 100% в год
Типы инфляции:
· Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).
· Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
· Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.
· Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
· Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
· Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
· Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары
57. Последствия инфляции :
Социальные и экономические процессы, к которым приводит прогнозируемое или непрогнозируемое повышение уровня цен. Уменьшение покупательской способности денежных средств ( кол-во товаров и услуг, приобретаемых за 1 денежную единицу). С повышением уровня цен денежная масса обесценивается, покупательская способность денег падает. В то же время одним из последствий инфляции становится тот факт, что владение избыточной денежной массой становиться не выгодным, так как в период инфляции приходится платить своего рода инфляционный налог.
Антиинфляционные меры:
- индексация потерь доходов
- компенсация потерь от инфляции
58.Рынок ценных бумаг- это сфера обращения в которой происходит купля-продажа акций, облигаций, векселей, казначейских гос. Обязательств . На рынке ценных бумаг учавствуют след. Объекты:
А) эмитенты - юр. Лица, которые занимаются эмиссией (выпуском) ц/б и несут ответственность по ним.
Б) Инвесторы – юр. И физ. Лица, приобретающие ц/б от своего имени и за свой счет
В) Инвестиционные институты – юр лица – посредники, рынок ц/б подразделяется на 2 вида:
Первичный и вторичный.
На первичном:
Эмитент ( фирма, гос. учреждение)- продаёт новые выпуски ЦБ и получает за них деньги ( они нуждаются в деньгах)
Инвесторы- у них есть деньги и они хотят выгодно купить- вложить свои деньги- это прежде всего банки.
ВНЕБИРЖЕВОЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ — рынок ценных бумаг, организуемый дилерами вне биржи; на таком рынке обращаются в основном ценные бумаги компаний, не зарегистрированные на бирже. Котировка ценных бумаг на таком рынке осуществляется не в результате действия рыночных факторов, а самой компанией (самокотировка).
-В нем нет единого центра
- купля – продажа ц/б совершается через брокерские конторы, которые выступают посредниками при заключении сделок и расположены по всей стране.
- цены сделок - договорные
- сделки совершаются по телефону или по комп. Сетям
59.Наиболее распространены на рынке ц/б акции, их выпускают АО
Акции бывают 2-х видов:
- привилегированные
-обыкновенные
Сумма, обозначенная на акции, составляет её номинальную стоимость. Купля-продажа акций происходит не по номиналу, а по рыночным ценам. Цена по которой акция продаются, называется- курсом акций.
Второе место по V продаж ц\б занимают облигации.
Облигации - это долговое обязательство, по которому её владельцу ежегодно выплачивается доход в форме % к номинальной стоимости облигации.
В зависимости от того, кто выпустил облигацию, они бывают государственные, ЦБ, отечественных и иностранных фирм… Самые надежные это гос. Облигации они гарантированы по выплате % и по возврату долга по окончанию срока.
Векселя- это долговые обязательства, не обеспеченные активами фирмы.
В случаи банкротства фирмы рассчет по векселям происходит в последнюю очередь, но % по векселям самые высокие.
Вывод : инвесторы всегда решают вопрос куда выгодней вложить деньги и где меньше риск.
60.
61.Налоги – платежи, которые в обязательном порядке платят в доход гос-ва юр. И физ. Лица
В соответствии с налоговым кодексом РФ.
Элементы налога:
1. Кто платит? (работник, фирма, наследник - субъект)
2. Что выступает объектом налогообложений? (доход, имущество, товар, наследство)
3. Величина налоговой ставки- величина налогов приходящиеся на единицу налогообложений.
Налоги бывают: региональные, местные и федеральные
различают налоги
Прямые- взымаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Берутся с зарплаты ( подоходный), имущества ( на машину)
Косвенные- включаются в цену товара и услуг, оплачивает покупатель.
к косвенным налогам относят – акцизы ( алкоголь, табак, спички, соль), гос. Таможенные пошлины, НДС = 18%
62.----
63. Государственный бюджет – это финансовый план государства, сопоставляющий доходы и расходы. Деньги, образующиеся в бюджете, позволяют государству проводить активную экономическую и социальную политику.
Функции гос. Бюджета:
Распределительная
Контрольная ( контроль за правильностью начисления и взимания налогов, использование финансов)
Гос.бюджет состоит из разных уровней:
Центрального Территориального
Бюджет состоит из 2-х частей
Доходы Расходы
Доходная часть –это деньги поступающие из 2-х источников (налоги ( 80—90%) и взаймы в форме облигаций)
Расходная часть –( на развитие гос.функций и на развитие экономики) – полиция, армия…
на соц. Программы
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних
В России сущ-ют как внутренние, так и внешние долги. Отрицательно влияет рост внутреннего долга перед населением.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.----
72.----
73.----