Государственному экзамену по специальности
1-26 02 03 «МАРКЕТИНГ»
специализация 1-26 02 03 07 «Маркетинг предприятий промышленности»
Вопросы по дисциплине«Промышленный маркетинг»
1. Сущность промышленного маркетинга.
2. Эволюция службы маркетинга на промышленных предприятиях.
3. Задачи службы маркетинга на предприятии.
4. Взаимосвязь отдела маркетинга с другими функциональными отделами.
5. Промышленный маркетинг и материально-техническое снабжение.
6. Промышленный маркетинг и логистика.
7. Характеристика рынка товаров производственно-технического назначения.
8. Конкуренция и сотрудничество в промышленной среде.
9. Характеристика покупателей товаров производственно-технического назначения.
10. Типы закупок. Понятие и структура закупочного центра.
11. Организация процесса покупки организованным покупателем.
12. Факторы, влияющие на поведение организованного покупателя.
13. Структура спроса на промышленные товары.
14. Методика изучения спроса на продукцию производственно-технического назначения.
15. Определение спроса на товары промышленного назначения.
16. Понятие конкурентного преимущества.
17. Определение рыночной силы товара. Условия успешной дифференциации.
18. Закон опыта: сущность и источники.
19. Сегментация рынков промышленных товаров.
20. Построение и тестирование сетки сегментации.
21. Управление ассортиментом товаров промышленного назначения.
22. Ценовая политика предприятий на рынке средств производства.
23. Сбытовая политика предприятий по товарам промышленного назначения.
24. Планирование физического распределения товаров промышленного назначения.
25. Маркетинговые коммуникации в промышленной среде.
26. Рекламирование товаров промышленного назначения.
27. Личные продажи и их роль в продвижении на рынок товаров и услуг промышленного назначения.
28. Маркетинг организаций по добыче и производству сырья и материалов.
29. Маркетинг производителей машин и оборудования.
30. Особенности маркетинга в условиях производственной кооперации.
Вопросы по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»
1. Сущность понятий «экономика» и «экономика предприятия». Предмет науки об экономике предприятия. Предприятие – основное звено экономики.
2. Понятие «трудовые ресурсы: состав и характеристика. Структура и классификация персонала предприятия. Определение потребности предприятия в кадрах.
3. Производительность труда: сущность и измерительные концепции. Выработка и трудоемкость. Факторы и резервы роста повышения производительности труда.
4. Определение роста и прироста производительности труда. Взаимосвязи производительности труда и объема производства продукции.
5. Понятие «основные средства». Классификация основных средств и их структура. Воспроизводство основных производственных средств. Показатели использования основных средств.
6. Виды оценки основных средств. Износ основных средств. Амортизация: сущность и методика исчисления.
7. Аренда и лизинг физического капитала. Виды лизинга. Расчет лизинговой ставки.
8. Экономическая сущность и классификация интеллектуальных ресурсов предприятия. Оценка стоимости объектов интеллектуальность собственности.
9. Лицензионный договор и определение стоимости лицензии.
10. Экономическая сущность материальных ресурсов и их классификация. Обобщающие показатели интенсивности и эффективности использования материальных ресурсов на предприятии.
11. Сущность, состав и структура оборотных средств. Нормирование оборотных средств.
12. Кругооборот оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств.
13. Производственная программа предприятия: сущность и основы расчета.
14. Измерители производственной программы предприятия.
15. Понятие «производственная мощность». Построение баланса производственной мощности.
16. Обоснование производственной программы производственными мощностями.
17. Основы расчета производственной мощности.
18. Направления улучшения использования производственных мощностей.
19. Сущность и принципы организации оплаты труда. Методы регулирования оплаты труда. Тарифная система оплаты труда.
20. Формы и системы заработной платы рабочих. Оплата труда служащих. Состав фонда заработной платы.
21. Состав и виды себестоимости продукции. Составление сметы затрат на производство.
22. Методы калькулирования себестоимости. Составление плановых калькуляций.
23. Методы распределения комплексных расходов. Источники и факторы снижения себестоимости.
24. Доходы и расходы предприятия: сущность, виды, классификация. Экономическая сущность, классификационные группы и роль прибыли в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
25. Порядок формирования, распределения и использования прибыли.
26. Цена как экономическая категория. Факторы ценообразования. Состав цены по элементам.
27. Сущность общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности производства.
28. Рентабельность как обобщающий показатель абсолютной эффективности функционирования предприятия.
29. Сущность, основные свойства и функции инноваций. Расчет экономического эффекта инновационного мероприятия.
30. Характеристика рисков микроуровня. Оценка ущерба от реализации коммерческих рисков.
Вопросы по дисциплине «Маркетинговые исследования»
1. Общая характеристика последовательности этапов проведения маркетинговых исследований.
2. Определение потребности и проблем при проведении маркетинговых исследований.
3. Метод логико-смыслового моделирования проблем.
4. Формулирование целей маркетинговых исследований. Характер целей.
5. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.
6. Проблемы определения требуемой информации в маркетинговых исследованиях. Источники ее получения.
7. Количественные методы сбора данных и проблемы, связанные с их проведением.
8. Качественные методы сбора данных и проблемы, связанные с их проведением.
9. Виды шкал в маркетинговых исследованиях. Проблемы измерения.
10. Структура анкеты. Требования к составлению анкеты.
11. Выборка. Проблемы формирования выборки.
12. Ситуационный анализ. Оценка сторон.
13. Маркетинговые исследования конкурентных сил отрасли. Барьеры входа в отрасль и выхода из отрасли.
14. Анализ хозяйственного и продуктового портфеля посредством матрицы БКГ. Достоинства и недостатки данной модели.
15. Анализ хозяйственного и продуктового портфеля посредством матрицы «товар-рынок». Достоинства и недостатки данной модели.
16. Применение экспертных оценок при решении проблем маркетинговых исследований. Метод «Дельфи».
17. Подбор экспертов и формирование экспертных групп. Формирование вопросов и правил определения суммарных оценок экспертов.
18. Исследование познавательной реакции потребителей.
19. Исследование эмоциональной реакции потребителей.
20. Исследование поведенческой реакции потребителей.
21. Жизненный цикл товара. Содержание и особенности стадий жизненного цикла изделия.
22. Определение факторов успеха нового товара.
23. Маркетинговые исследования в области упаковки товара.
24. Маркетинговые исследования в области товарной марки и товарного знака.
25. Маркетинговые исследования в области сервиса.
26. Маркетинговые исследования в области выставочной деятельности.
27. Маркетинговые исследования в области цен.
28. Маркетинговые исследования рекламной деятельности.
29. Понятие, виды и область применения бенчмаркинга. Процесс осуществления бенчмаркинга.
30. Особенности маркетинговых исследований на зарубежном рынке.
Заведующий кафедрой «Маркетинг» Р.А. Лизакова