Понятие и сущность антикризисного управления
Антикризисное управление может выступать в широком или в узком смысле:
- В широком смысле антикризисное управление – это система мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики;
- В узком смысле – система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае её затяжного и непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для узкой трактовки антикризисного управления большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Эта процедура регулируется законодательно.
Главная задача антикризисного управления – обеспечение таких условий, когда финансовые затруднения не будут иметь постоянный стабильный характер. Это достигается быстрыми и действенными реакциями на изменение как внешней, так и внутренней среды, реализуемыми посредством заранее разработанных программ, предусматривающих различные действия в зависимости от той или иной ситуации.
Антикризисное управление включает в себя все основные экономические дисциплины, объединяя их в единую систему, охватывающую диагностику, предупреждение, нейтрализацию и преодоление кризиса.
Управленческие школы менеджмента в антикризисном управлении
Процесс принятия решений и сами решения относительно кризисных явлений должны определяться в зависимости от конкретной ситуации и с учётом сохранения базовых характеристик организации. Например, должны быть сохранены структура фондов, персонал, профиль деятельности.
При этом следует учитывать опыт предшествующих в классическом менеджменте научных школ, исследование которых может оказать существенную помощь в прогнозировании вариантов развития событий, управлении персоналом в условиях кризиса и при анализе текущей ситуации, а их методики в выработке и реализации управленческих решений, направленных на локализацию кризиса.
Наиболее существенны для антикризисного управления 6 школ:
1. Операционно-административная школа;
2. Школа человеческих отношений и поведения;
3. Количественная школа;
4. Системно-ситуационная;
5. Школа организационной культуры;
6. Процессуальня школа.
Применимость школ антикризисного управления
Операционно-административная школа базируется на теории управления операциями и теории администрирования. Ей присущи следующие постулаты:
- все действия должны быть согласованы и подчинены главной цели – выходу из кризиса;
- стремление к сплочению труда всего коллектива, даже путём уступок трудовому составу;
- создание условий для повышения производительности труда с целью преодоления дефицита ресурсов;
- необходим научный подход к анализу динамических процессов, к составлению перспективной модели и разработки механизмов по её использованию;
- разделение функций с целью устранения дублированных действий и сосредоточение группы работников на тех функциях, с которыми они справляются наиболее успешно;
- разработка системы поощрения, обеспечение общего единоначалия, наделение менеджеров соответствующими полномочиями и ответственности;
- обеспечение поддержания дисциплины на всех уровнях;
- достижение стабилизации внутренней среды посредством сохранения рабочих мест и отказа от частых перемещений работников.
Основные направления школы человеческих отношений и поведения базируются на личностных и психологических качествах человека. При разработке антикризисных мероприятий согласно данной концепции выделяются следующие направления:
- осуществлять индивидуальный подход к каждому члену коллектива;
- менеджером необходимо уделять повышенное внимание личным проблемам подчиненных, так как они отвлекают сотрудников от их обязанностей;
- нейтрализовать неформальные группы, так как они могут оказывать благоприятное влияние на коллектив в целом;
- сформировать систему внутрифирменной информации, корпоративный дух;
- набирать таких руководителей так, чтобы они могли поддерживать на предприятии благоприятный климат.
Качественная школа.Очень ценной оказалась имеющаяся в рамках данной школы способность достаточно быстро выполнять операции по принятию решений, оценки кризисной ситуации, а также формулировании большого количества вариантов решения конкретной проблемы и вариантов развития предприятия.
Приёмы количественной школы:
- экономико-математический анализ и моделирование;
- методы количественных измерений;
- разделение процесса разработки решений на серию последовательных шагов.
Системно-ситуационная школа.Суть системного подхода - рассматривание всех элементов организации в виде условной системы, в которую могут быть включены различные подразделения. Ситуационный подход является базовым по таким направлениям, как оценка состояния кризиса, прогнозирование развития событий и прочие операции, где требуется учёт текущих обстоятельств.
Системно-ситуационный подход предполагает:
- осуществление мониторинга внешней и внутренней среды фирмы;
- экспресс-анализ развития системы;
- составление прогнозов развития ситуации и разработка многовариантных управленческих решений, адекватных её изменению.
Школа организационной культуры. По представлением приверженцев данной школы организационная культура – совокупность доминирующих в коллективе ценностей, убеждений, установок, а также общий моральный климат, которые помогают членам коллектива понять назначение организации в целом, механизм её функционирования, нормы поведения и правила следования им.
Базируется на:
- демократизации управления;
- повышение технологического уровня производства;
- интернационализации.
Школа организационной культуры проявляется в систематическом обучении персонала специальным, общетехническим и экономическим знаниям, привитии организованности и самостоятельности.
Процессуальная школа.Суть данной школы в том, что управление в целом рассматривается не как серия разрознённых действий, а как единый процесс воздействия на организацию.
Основные принципы:
- программно-целевое построение всей управленческой деятельности;
- инновативность в планировании антикризисных мероприятий и функционировании управленческого персонала;
- стратегический уровень операций;
- активный и личный подход менеджеров к решению проблем;
- повышенная ответственность за принятые решения.
Антикризисное государственное регулирование
Для поддержания стабильной экономики на уровне страны, государство реализует меры антикризисного регулирования, причем не только с позиций преодоления уже имеющих место кризисных явлений, но и с целью их профилактики.
Все меры государственного регулирования экономических процессов, в том числе направленные на достижение заранее заданных параметров роста, является одновременно и мерами предупреждения возникновения кризисных явлений.
Антикризисное регулирование относится к государственным мерам в масштабах всей экономики страны и осуществляется путём косвенного воздействия на товаропроизводство на макроуровне.
К антикризисным мероприятиям относят:
- законодательное регулирование экономических процессов;
- действия, осуществляемые с целью координации кризисных процессов.
Для выполнения функций по управлению экономическими процессами, государство использует систему рычагов:
- на макроуровне – законодательно и бюджетно;
- на микроуровне – системой заказов, поддержке среднего и малого бизнеса.
Участие государства в регулировании экономических процессов на микроуровне может быть выражено в пассивной (банкротство) и активной форме (структурные преобразования, инновации).
Антикризисное регулирование со стороны государства осуществляется посредством ряда инструментов организационно-экономического и нормативно-правового воздействия, часть из которых направлена на защиту предприятий от кризисных явлений, а также на предотвращение банкротства или их ликвидацию. К этим инструментам относятся:
- нормативно-законодательная деятельность, базирующаяся на ряде законодательных актов (ГК РФ, Конституция, Закон РФ о несостоятельности);
- финансовое регулирование представляет собой управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства (бюджет), а также источниками доходов, расходов, порядком их формирования и использования;
- регулирование производства – осуществляется посредством внедрения достижений НТП, изменений в направлениях экспорта, финансовой поддержки промышленных предприятий, государственными заказами, разработкой специальных программ развития производства;
- перераспределение доходов – предполагает предотвращение абсолютной бедности и массовой безработицы, поддержание уровня жизни бедных слоёв населения, назначения пенсий, стипендий, пособий.
Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования в РФ, является Федеральное управление по делам о несостоятельности или финансовому оздоровлению.
Функциями этой службы являются:
- анализ финансового и экономического состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, а также подготовка рекомендаций по их устранению;
- проведение работ по формированию критериев оценки платежеспособности предприятий, а также учёт неплатёжеспособных предприятий;
- в случае, когда необходимо участие собственника предприятия в ходе осуществляемых процедур признания предприятия банкротом служба может выступать уполномоченным представителем собственника государственного предприятия.
Следует отметить, что методы воздействия, исходящие от кредиторов, осуществляются в рамках закона. Закон происходит от государства, следовательно, эти методы можно рассматривать как антикризисное государственное регулирование.
Методы воздействия государства не предприятие-должника заключаются в:
1. Оказании предприятию финансовой помощи со стороны органов власти федерального, регионального и местного уровней;
2. Реорганизации и реконструкции предприятия, изменении системы методов управления и инвестиционной политики, смене кадров;
3. Продаже части имущества предприятия и в погашении задолженности перед кредитором;
4. Продаже предприятия на открытом аукционе;
5. Ликвидации предприятия по решению арбитражного суда;
6. Заключении добровольного мирового соглашения с кредитором.