Правовые основы конкуренции в Республике Абхазия

В Республике Абхазия, хотя, в настоящее время еще не принято антимонопольное законодательство, поддержка конкуренции законодательно закреплена в нескольких других нормативно-правовых законодательных документах. Так, прежде всего, согласно п.11, ст. 53 Конституции Республики Абхазия, Президент страны обеспечивает единство законодательного регулирования отношений собственности в республике. А Гражданский Кодекс Республики Абхазия признает равенство всех форм собственности и определяет в качестве субъектов права частной собственности физические лица и негосударственные юридические лица (ст.212).

На закрепление и реализацию на практике основных принципов существования и развития конкуренции в национальной экономике Республики Абхазия должен быть направлен самостоятельный Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках», который принят в первом чтении Народным Собранием-Парламентом Республики Абхазия. В частности, Закон действует на всей территории Республики Абхазия и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на рынках товаров и услуг, в которых участвуют местные и иностранные физические и юридические лица, республиканские органы управления, а также местные органы самоуправления. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными выше лицами за пределами территории Республики Абхазия, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках республики.

В частности согласно Закону, формами недобросовестной конкуренции в Республике Абхазия рассматриваются:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров и услуг с товарами и услугами других хозяйствующих субъектов;

- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Проведение государственной политики по содействию и развитию рынков и конкуренции, а также предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, согласно Закону, возлагается на республиканский орган управления – Министерство экономики Республики Абхазия.

5.3.1 .Задачи и функции Министерства экономики Республики Абхазия по содействию конкуренции

К основным задачам Министерства экономики Республики Абхазия по содействию развитию рынков товаров и услуг и конкуренции в национальной экономике относятся:

- содействие формированию рыночных отношений на основе развития рынков товаров и услуг, обеспечению подлинной состязательности хозяйствующих субъектов и создание условий для успешного развития предпринимательства в республике;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности на рынках товаров и услуг и применения недобросовестной конкуренции со стороны предприятий и организаций - естественных монополий;

- осуществление государственного контроля над соблюдением субъектами рынка положений антимонопольного законодательства.

Возложенные задачи по содействию развитию рынков товаров и услуг и конкуренции в национальной экономике Министерство экономики республики может осуществлять, выполняя следующие основные функции:

- направлять для рассмотрения в Кабинет Министров Республики Абхазия предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения;

- представлять заключения в высшие органы законодательной и исполнительной власти республики заключения по проектам законов и других нормативно-правовых актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

- рекомендовать республиканским органам управления и органам местного самоуправления меры направленные на содействие развитию рынков товаров и услуг и конкуренции;

- разрабатывать и осуществлять мероприятия по демонополизации отдельных секторов национальной экономики;

- осуществлять контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

- контролировать приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов, которое может привести к доминирующему положению на рынках товаров и услуг в Республике Абхазия отдельных хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

В целях разработки мер по совершенствованию функционирования рынка товаров и услуг, развитию конкуренции, преодолению тенденций к монополизации, а также для осуществления постоянного мониторинга структуры и состояния рынков и научного обоснования принимаемым решениям Министерство экономики республики может создавать при министерстве научно-исследовательские и экспертные советы, состоящие из научных работников-специалистов, а также опытных хозяйственников.

Для эффективного исполнения возлагаемых на Министерство экономики республики задач и функции, оно должно обладать и соответствующими полномочиями, в противном случае его работа будет формальной.

5.3.2. Полномочия Министерства экономики Республики Абхазия по развитию рынков и конкуренции

В целях эффективного осуществления возложенных на Министерство экономики республики задач и функции в области содействия развитию рынков товаров и услуг и конкуренции, оно должно обладать нижеследующими полномочиями.

1. Давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству.

2. Давать республиканским органам управления и органам местного самоуправления обязательные для исполенния предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращений нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству.

3. Принимать решения о наложении административных штрафов на коммерческие и некоммерческие организации, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц республиканских органов управления и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, за исключением случаев разрешаемых в административном порядке в соответствии с нормативными актами о естественных монополиях.

4. Обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству.

5. Направлять в соответствующие правоохранительные органы республики материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

6. Устанавливать факты наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынках товаров и услуг.

7. Давать разъяснения хозяйствующим субъектам, республиканским органам управления и органам местного самоуправления по вопросам применения антимонопольного законодательства.

8. Осуществлять другие оперативные полномочия, по проблемам, неизбежно возникающим на рынках товаров и услуг и развитии конкуренции.

9. Осуществлять эффективный государственный контроль над созданием, реорганизацией, объединением и ликвидацией коммерческих и других организаций в целях предотвращения ограничения конкуренции и недопущения недобросовестной конкуренции.

10. Налагать в административном порядке штрафы и выносить предупреждения нарушителям антимонопольного законодательства в пределах своих полномочии.

В то же время должностные лица Министерства экономики Республики Абхазия в соответствии законодательством обязаны нести административную и иную ответственность за разглашение сведений хозяйствующих субъектов, составляющих коммерческую тайну. Также республиканским органам управления, местным органам самоуправления, хозяйствующим субъектам, в том числе индивидуальным предпринимателям предоставляется право обжалования в суде на неправомерные решения, предписания и действий должностных лиц Министерства экономики республики.

Наши рекомендации