Объем и оформление контрольной работы

Ориентировочный объем работы 15-20 страниц машинописного текста (без приложений). Текст следует печатать на стандартных листах формата А4, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм (рекомендуем – 15 мм), верхнее – не менее 15 мм (рекомендуем – 20 мм), нижнее – не менее 20 мм.

Рекомендуется при наборе текста на компьютере в текстовом редакторе MS WORD использовать шрифт Times New Roman, 14 кегль (через 1,5 интервала).

Расстановка переносов – автоматически, абзац – 1,25, выравнивание – по ширине, без отступов.

Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы рекомендуется проставлять в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Необходимо делать сноски или ссылки на используемые литературные источники и нормативно-правовой материал. Заимствование текста из чужих произведений без ссылки на них (т.е. плагиат) может быть основанием для выставления неудовлетворительной оценки.

3.Контрольные работы должны быть сданы в деканатза 10 дней до начала сессии.

4.К защите контрольных работ необходимо подготовитьдоклад на 6-8 минут с презентацией.

5. К контрольной работе приложить CD–RWдиск с электронной версией текста и презентацией.

II. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ:

1. Понятие экономики и культуры. История экономики культуры как науки.

2. Специфика предмета и объекта экономики культуры. Связь экономики культуры с другими науками.

3. Культура как отрасль национальной экономики. Отраслевое деление культурной сферы. Структура подотраслей «культурно-досуговая деятельность» и «искусство». Классификация сферы культуры по методике предложенной ЮНЕСКО.

4. Экономическая характеристика культурной деятельности в сравнении со сферой материального производства.

5. Содержание понятий: культурные ценности, блага и услуги. Социально-культурная услуга и ее особенности и экономическая характеристика.

6. Типы учреждений культуры по методу финансирования. Понятие бюджетных, автономных и казённых учреждений.

7. Понятие о субъектах культурной деятельности.

13. Организационная структура культурного комплекса, ее основные управленческие подразделения.

14. Экономическая теория «экстерналий».

15. Понятие и примеры отрицательных внешних эффектов.

16. Понятие и примеры положительных внешних эффектов.

17. Необходимость и способы нейтрализации внешних эффектов.

18. Теория А. Пигу о вмешательстве государства. Теорема Коуза. Понятие общественных и частных благ.

19. Правовые основы экономики культуры.

20. Основные фонды в сфере культуры и принципы их эксплуатации

21. Оборотные фонды в сфере культуры.

22. Особенности ресурсного потенциала в сфере культуры. Основные виды ресурсов культурного комплекса.

23. Специфика материальных ресурсов культуры и их виды.

24. Информационно-творческие ресурсы культуры и их экономическая характеристика.

25. Понятие об интеллектуальной собственности и ее роль в культуре: экономико-правовой аспект.

26. Понятие неимущественных и имущественных прав в сфере интеллектуальной собственности.

27. Понятие и отличие авторского и лицензионного договора.

28. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения.

29. Франчайзинг: понятие, сфера применения.

30. Приватизация и её возможные формы в сфере культуры.

31. Трудовые отношения в сфере культуры, их отраслевая специфика.

32. Контрактная система как основная форма трудовых отношений в сфере культуры. Ее преимущества в условиях рынка.

33. Современные (отраслевые) принципы оплаты труда в сфере культуры.

34. Понятие о штатах и штатном расписании учреждения культуры.

35. Типы поведения государства по отношению к финансированию культуры и искусства.

36. Виды государственной помощи сфере «культура и искусство» (мировой опыт).

37. Источники финансирования деятельности учреждений культуры.

38. Финансово-экономические основы деятельности государственной (муниципальной) организации культуры и ее уставные задачи.

39. Государственное финансирование культуры и его правовая регламентация.

40. Внебюджетные источники финансирования культуры и их характеристика.

41. Финансирование учреждений культуры из местных бюджетов и роль органов местного самоуправления.

42. Финансовая поддержка учреждений культуры в форме социально-творческих (социально-культурных) заказов.

43. Особенности финансирования культурных учреждений по программно-целевому принципу. Федеральные и региональные целевые программы сохранения и развития сферы культуры и искусства в России.

44. Коммерческая деятельность в сфере культуры и перспективы ее развития в условиях рыночных отношений.

45. Платные услуги культурных учреждений. Преимущества и недостатки платных форм культурной деятельности.

46. Современные технологии финансирования организаций культуры. Фандрайзинг как метод финансирования культуры. Понятие об эндаументе.

47. Формы предпринимательской деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры; их правовая основа.

48. Частные предприятия в сфере досугового бизнеса и экономические основы их деятельности.

49. Спонсорство и меценатство как источники дополнительного финансирования в сфере культуры.

50. Налоговая политика в сфере культуры.

51. Экономическая характеристика затрат в сфере культуры.

52. Методы калькулирования себестоимости культурной услуги.

53. Ценообразование в сфере культуры.

54. Особенности ведения бухгалтерского учета в учреждениях культуры. Формирование учетной политики учреждения.

55. Значение бизнес-плана в коммерческой деятельности учреждения культуры.

56. Смета расходов как основной планово-финансовый документ бюджетных учреждений культуры.

57. Условия, порядок создания и основные группы предприятий культуры.

58. Эффективность функционирования предприятия культуры в современных экономических условиях Социальная эффективность деятельности учреждений культуры.

59. Новые организационно-правовые формы организаций сферы культуры (казенные, бюджетные, автономные).

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

1. Воронова Е.Н. Экономика социально-культурной сферы: Учебное пособие для менеджеров и экономистов. – Рязань: Узорочье, 2004. – 304 с. (библиотека РЗИ (ф) МГУКИ).

2. Артемьева Т.В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: учеб. пособие /Т.В. Артемьева, Г.Л. Тульчинский.- СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.- 288 с. (библиотека РЗИ (ф) МГУКИ).

3. Жданова Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие для вузов / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.: ил.

4. Иванов Г.П., Шустров М.А.Экономика культуры: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. (библиотека РЗИ (ф) МГУКИ).

5. Игнатов В.Г., Батурин л.А., Бутов в.И. и др. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – Москва – Ростов-на-Дону: Издательский цент «МарТ», 2005. – 528 с. (библиотека РЗИ (ф) МГУКИ).

6. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2006. – 231 с.

7. Колесникова Е.В. Экономика социально-культурной сферы и туризма: 100 тестов (с ответами): практ. пособие для студ. спец. «Менеджмент туризма» / Е.В. Колесникова. – М.: МГУКИ, 2007. – 28 с.

8. Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы: Учебное пособие. – СПб: СПбГУКИ, 2003. – 96 с.

9. Российская культура как фактор общественного развития: мат. «круглого стола». – М.: МГУКИ, 2007. – 51 с.

10. Чарная И.В. Введение в экономику культуры: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2006. – 126 с. (библиотека РЗИ (ф) МГУКИ)

11. Шишкин С. В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 367 с. (библиотека РЗИ (ф) МГУКИ).

12. Экономика культуры: Учебник / Под ред. проф. А.Я. Рубинштейна. – М.: Издательство «СЛОВО/SLOVO», 2005. – 608 с.

б) Дополнительная литература:

1. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности. – М.: АСКИД, 1996.

2. Галуцкий Г.М. Экономика культуры: Учебное пособие. М., 1991.

3. Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.

4. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224 с.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995. (библиотека РЗИ (ф) МГУКИ).

6. Михеева Н.А., Галенская Л.И. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 г. – 170 с. (библиотека РЗИ (ф) МГУКИ)

7. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2003. – 528 с. (библиотека РЗИ (ф) МГУКИ).

8. Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность. - СПб: «Справочники Петербурга», 2003. – 32 с.

9. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2003. – 382 с. (библиотека РЗИ (ф) МГУКИ).

10. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиски новых моделей. – М.: НИИ культуры, 1992.

11. Экономика культуры: Учебное пособие / Под ред. Рыбакова Ф., Алейникова А. – СПб., 1992.

12. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. – М., 1991.

Наши рекомендации