Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(ФГБОУ ВПО ПГУПС)
Кафедра «Экономическая теория»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе,
д.т.н.,профессор___________Л.С.Блажко
" ___ " _________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине "Экономическая история"
Направление 080200.62 «Менеджмент»
Профили: «Финансовый менеджмент»,«Маркетинг»
Направление 080100.62 «Экономика»
Профиль: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
ОБЪЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
Курс | Семестр | Часы и виды учебных занятий | Виды контроля | ||||||
Всего | Лекц. | Практ(семин.) занятия | Курсовой проект(работа) | Контроль за самостоятельной работой (КСР) | Самост. работа студ. (СРС) | Курсов.проект(КП) или курс. абота(КР) | Контрольные мероприятия | ||
- | 65* | - | Зачет |
* у профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»- самостоятельная работа составляет 33 часа
Санкт-Петербург
Декан факультета Экономики и
Социального управления
____________проф. Н.К.Румянцев
" ___ " _________ 2011 г.
Председатель УМК факультета ЭСУ
Проф. ___________В.Л.Ситников
«_______» ______2011 г.
Зав. кафедрой «Экономическая
теория», д.э.н.,профессор
_______________ А.А.Лапинскас
«_______»_______2011 г.
Зав.кафедрой «Менеджмент и маркетинг»
профессор
_________________ Н.К.Румянцев
Зав. кафедрой «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит»,
профессор
_________________ Е.А.Федоров
Цели и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний в области долговременного развития хозяйственных организаций различных моделей, типов систем на уровне национальных экономик, мирового хозяйства.
Основные задачи дисциплины:
¨ Уяснение общих закономерностей в процессе долговременной эволюции хозяйственных организаций и крупномасштабных экономических систем;
¨ Выявление особенностей различных подходов (формационного, системного, стадиального, цивилизационного) при изучении экономической истории;
¨ Изучение методологического и категориального аппарата экономической истории:
¨ Ознакомление с основными этапами экономического развития наиболее значительных в истории человечества цивилизаций, общественно-экономических формаций и типов систем;
¨ Знакомство с наиболее важными периодами экономического развития России (СССР):
¨ Изучение методологии, последовательности и результативности социально=экономических реформ, проводившихся в различных странах в разные периоды, с акцентом на российские реформы (Петра I, Александра II, С. Ю.Витте, П. А. Столыпина, нэпа и др.)
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Экономическая история» относится к гуманитарному и социально-экономическому циклу.
Изучение дисциплины требует знания полученных ранее при изучении дисциплины «История России», «Философия», Статистика, История экономических учений.
Освоение дисциплины «Экономическая история» необходимо для успешного изучения дисциплин «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика».
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экономическая история»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:
ОК 9 – способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности;
ОК 11 – способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Экономическая история» студенты должны:
Знать:
- Принципы и законы долговременной эволюции хозяйственных организаций различных масштабов и типов;
- подходы к изучению и периодизацию экономической истории;
- преимущества и недостатки экономических реформ, проводившиеся в различных странах в разные исторические периоды;
- эволюцию основных экономических институтов;
- особенности поступательного и циклического развития экономики;
- длинные и сверхдлинные волны в экономической истории;
- закономерности эволюции основных способов производства и стадий роста;
- причины и особенности возникновения капитализма в Европе и США;
- особенности долговременной эволюции российской экономики.
Владеть:
- понятийным аппаратом Экономической экономики;
- методами анализа долговременной эволюции хозяйственных организаций;
- методами определения социально-экономической эффективности реформирования типов и моделей хозяйства.
Уметь:
- производить сравнительный анализ эффективности социально-экономических преобразований;
- решать типовые задачи;
- принимать решения в общественно-экономической и политической жизни страны.
4. Структура и содержание дисциплины «Экономическая история»
Учебно-образовательные модули и их трудоемкость
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
С е | Затраты времени (в час.) | ||||||
Курс | м е с т р | Содержание | В с е г о | А у д и т. | Сам. раб. | Форма текущего контроля успеваемости | |
2.1. Лекционные занятия Модуль 1. Экономическая история как целостный процесс Тема 1. Предмет, методология и периодизация экономической истории. Поступательное и циклическое развитие экономики, длинные и сверхдлинные волны в экономической истории. Формационный, системный, стадиальный и цивилизационный подходы. Модуль 2. Мировая экономическая история Тема 2. Становление цивилизации. Общинный и азиатский способы производства. Натуральное хозяйство. Общинная организация социальной и экономической жизни. Азиатский способ производства на примере Древнего Египта и Китая. Характерные черты восточный деспотий: централизация прибавочного продукта, использование кооперации труда в крупных масштабах, рост бюрократии и падение эффективности. Тема 3. Древнегреческая и римская экономика (античный способ производства) Античная цивилизация. Ойкосы. Древнегреческие плисы. Изменение общинной организации. Граждане (демос), метеки, рабы. Реформы а Афинах и Спарте (развитие рынка и автаркии). Эргастерия. Подрыв натурального хозяйства в деревне и городах. Пелопонесская война и политико-экономическое ослабление Древней Греции. Становление римской республики и образование империи. Рыночные реформы в Риме (законы XII таблиц и др.).Латифундии, колонаты. Экономический и политический кризис, распад империи. Тема 4. Средневековая цивилизация: европейский феодализм Роль общины в феодальной экономике. Система земельных отношений. Вассальные отношения. Феодальная рента. Городская экономика. Виды мануфактур. Цехи и гильдии. Христианская идеология, Возрождение и Просвещение. Италия эпохи ренессанса как экономический центр Европы. Перемещение центра на север Тема 5. Становление европейского (на примере Голландии и Англии) и Североамериканского (на примере САСШ) капитализма. Великие географические открытия и первоначальное накопление капитала. Мануфактура и фабрика. Промышленный переворот. Огораживания и становление рынка труда. Протекционизм и фритредерство. Основные этапы индустриализации. Свободные земельные ресурсы и нехватка население. Возрождение рабства. Война за независимость, ускоренное развитие капитализма, строительство ж/д. Фермерство. Гражданская война и отмена рабства. Монополизация производства, антиррестовское законодательство. Сухой закон, Великая депрессия и Новый курс. Модуль 3. Экономическая история России Тема 6. Индустриализация в России: социально-экономические реформы XVIII века. Основные цели и задачи реформ Петра 1. Мануфактурное производство, протекционизм, финансовая и фискальная реформы. Реформы управления государством. Особенности индустриализации ( посессионные мануфактуры ). Усиление крепостничества. Социально-экономические последствия реформ Петра 1: неоднозначность оценок. Рыночные реформы Екатерины II (замена барщины оброком, отмена монополий, развитие частной собственности.). Тема 7. Социально-экономические реформы Александра II. Причины реформ: экономический спад при Николае I, поражение в Крымской войне и необходимость коренных преобразований. Проекты отмены крепостного права. Отмена крепостного права и становление крестьянского хозяйства. Общины и землепользования, ее плюсы и минусы. Фискальная система. Реформы судов, армии, образования. Противоречивость реформ и нарастание терроризма. Продажа Аляски. Социально-экономические последствия и историческое значение реформ Александра II. Тема 8. Развитие российской экономики во второй половине XIX в. Строительство ж/д. Начало развития капитализма в России: высокие темпы индустриализации. Акционерные общества. Привлечение иностранного капитала. Реформы С. Ю. Витте. Золотой стандарт. Акционерный капитал в строительстве ж/д. Основные магистрали, их социально-экономические значения. Тема 9. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина Цели, задачи и методы реформ. Этапы реформ. Развитие производственной, торговой и кредитной кооперации на селе. Освоение Сибири. Противоречия в политико-экономических отношениях ( волна террора и «столыпинские галстуки»). Социально-экономические результаты реформы Тема 10. Военный коммунизм и новая экономическая политика, первые пятилетки Экономика во время Первой мировой войны. Разрушение системы снабжения, инфляция, спад производства. Октябрьский переворот. Военный коммунизм, продразверстка. Система главков и централизованное распределение, продразверстка. Продналог и свободная торговля. Развитие крестьянского хозяйства. Децентрализация бюджета и финансов, снижение налогов. Переход к коммерческому расчету в промышленности. Тресты и синдикаты. Концессии. ГОЭЛРО. Итоги НЭПа. Цели, задачи и результаты первых пятилеток. Проблемы оптимального планирования приоритетных направлений индустриализации и темпов экономического роста. Источники накопления. Коллективизация и эксплуатация крестьянства. Становление системы директивного планирования и затратной экономики. | Устный опрос Устный опрос в форме собеседования Контрольная работа Письменная работа в форме тестов Индивидаульное домашнее задание | ||||||
Практические (семинарские) занятия Модуль 1. Экономическая история как целостный процесс Тема 1. Предмет и метод экономической истории, формационный, стадиальный, цивилизационный и системный подходы к изучению экономической истории. Модуль 2. Мировая экономическая история Тема 2. Становление цивилизации. Общинное хозяйство и АСП. Экономика Др. Египта и Китая. Тема 3. Античный способ производства. Древнегреческая и римская экономика. Тема 4. Экономика феодальной Европы, системные и цивилизационные факторы развития. Экономика Голландии. Тема 5. Возникновение и развитие капитализма в Европе и Североамериканских Соединенных Штатах. Модуль 3. Экономическая история России Тема 6. Индустриализация и ее особенности в России. Реформы Петра I Тема 7. Развитие частной собственности и предпринимательства, реформы Екатерины II. Тема 8. Развитие капитализма в России: реформы Александра II и С. Ю. Витте. Ускоренное строительство железных дорог. Тема 9. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Тема 10. Военный коммунизм и новая экономическая политика в России и СССР. | |||||||
Всего | |||||||
Зачет | |||||||
ИТОГО: | 72 (вкл.КСР- 7 | ||||||
5. Образовательные технологии при изучении дисциплины «Экономическая история»
Используются лекционные и семинарские занятия, включая доклады студентов с презентациями на основе подготовленных ими рефератов, эссе.