Международная торговля как основная форма МЭО.

Тема 5. Развитие международной торговли.

Международная торговля как основная форма МЭО.

Основой экономических отношений в МХ является международная торговля. На нее приходится около 80% всего объема МЭО. Материальной базой развития торговли выступает всё более углубляющееся международное разделение труда, которое объективно обуславливает связь отдельных стран, специализирующихся на производстве той или иной продукции. Взаимодействие товаропроизводителей различных стран в процессе купли-продажи товаров и услуг формирует отношения мирового рынка.

Международная торговля - сфера международных товарно-денежных отношений, специфичная форма обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Если внешняя торговля представляет собой торговлю одной страны с другими странами, состоящую из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров и услуг, то международная торговля – это совокупность внешней торговли стран мира.

Международная торговля влияет на состояние национальной экономики, выполняя следующие функции:

восполнение недостающих элементов национального производства, которое делает «потребительскую корзину» экономических агентов национальной экономики более разнообразной;

трансформация натурально-вещественной структуры ВВП вследствие способности внешних факторов производства видоизменять и разнообразить эту структуру;

эффектообразующая функция, т.е. способность внешних факторов влиять на рост эффективности национального производства, максимизацию национального дохода при единовременном сокращении общественно необходимых затрат на его производство.

Международная торговля возникла в древности, велась она и в рабовладельческом и феодальном обществе. В то время в международный обмен поступала небольшая часть производимых продуктов, главным образом, предметы роскоши, пряности, некоторые виды сырья. Со второй половины 20 в. международная торговля значительно активизировалась. Анализируя процессы, протекающие в современной международной торговле, можно выделить её основную тенденцию – либерализацию: происходит значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменяются многие ограничения, квоты. Одновременно усиливается политика протекционизма, направленного на защиту национального производителя. По прогнозам, высокие темпы международной торговли сохранятся и в первой половине 21в.

В международной торговле применяются два основных метода торговли. Прямой метод - совершение операции непосредст­венно между производителем и потребителем. Данный метод приносит определенную финансовую выгоду: сокращает издержки на сумму комиссионного воз­награждения посреднику; снижает риск и зависимость результатов коммерче­ской деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации; позволяет постоянно находиться на рынке, учиты­вать изменения и реагировать на них. Прямой метод требует значительной коммерческой квалификации и торгового опыта.

косвенный метод - совершение операции через по­средника.

Международная торговля товарами осуществляется в самых разнообразных формах. Формы международной торговли – это виды внешнеторговых операций. К ним относятся: оптовая торговля; встречная торговля; товарные биржи; фьючерсные биржи; международные торги; международные аукционы; ярмарки.

В настоящее время в международную торговлю вовлечены практически все субъекты мирового хозяйства. На долю развитых стран приходится 65% экспортно-импортных операций, на долю развивающихся стран – 28%, на долю стран с переходной экономикой – менее 10%. Несомненными лидерами в мировой торговле являются США, Япония и страны ЕС. В последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению доли развитых стран в мировой торговле (ещё в 80-е годы на их долю приходилось 84% мирового экспорта и импорта) за счёт быстрого развития ряда развивающихся стран.

Наши рекомендации