Орядок изменения границ муниципальных образований
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом[8].
Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений или населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений или населенных пунктов[9].
Согласие населения выявляется путем голосования, предусмотренного ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в последней редакции ФЗ от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ), либо сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.
Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ст.24 Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений[10].
Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.
Заключение
В течение долгого времени наблюдались изменения в подходах органов государственной власти субъектов РФ к установлению территориальных основ местного самоуправления, но вместе с тем принципиально субъекты РФ в части решения этого вопроса разделились на несколько относительно устойчивых групп.
Вопрос определения территориальной основы местного самоуправления в течение последних лет является темой острых дискуссий, в результате которых сформировались две точки зрения. Сторонники первой считают, что местное самоуправление должно осуществляться на наиболее низком уровне: в поселках и сельских округах. Крупные города и районы - это уровень государственного управления[11].
Приверженцы второй точки зрения полагают, что муниципальное образование должно очерчиваться рамками крупного города и районного звена, оставляя за населением право на осуществление местного самоуправления в иных населенных пунктах.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. в части установления территориальной основы местного самоуправления базируется на понятии «поселение». В соответствии с Конституцией РФ «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях».
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает 5 видов муниципальных образований: 2 вида поселений - сельское и городское; муниципальный район; городской округ; внутригородская территория города федерального значения[12].
В отдельную категорию муниципальных образований выделены городские округа - городские поселения, наделенные компетенцией как поселений, так и муниципальных районов. Их территории формируются так же, как и территории других городских поселений, но они не входят в состав территорий муниципальных районов.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в последней редакции ФЗ от 05.04.2010 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 06.10.2003 г. № 40. Ст. 3822.
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 г. «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения//Собрание законодательства РФ. 07.06.2004 г. № 23. Ст. 2318.
Научная учебная литература
3. Акмалова А.А. Муниципальное право России. – М.: ЭКМОС, 2002–344 C.
4. Васильев В.И. Муниципальное право. – М.: ЮстицИнформ, 2008. – 848 C.
5.Муниципальное право/Под общ. ред. М.Н. Кудилинского, И.А. Шевелевой. – СПб.: СПбГУ, 2005. – 224 C.
6. Муниципальное право/Под общ. ред. Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаева, А.В. Павлушкина. – М.: Норма, 2006. – 215 C.
7. Муниципальное право/Под ред. С.А. Авакьян. – М.: Проспект, 2009. – 544 C.
8. Муниципальное право России/Под общ. ред. А.А. Кокотова, И.В. Выдрина. – М.: Инфра-М, 2002. – 574 C.
9. Муниципальное право России/Под общ. ред. С.В. Корсоковой, А.В. Малько. – М.: Юрайт, 2010. – 398 C.
10. Чаннов С.Е. Муниципальное право. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 560 C.
11. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Проспект, 2007. – 672 C.
12. Васильев В.И. Местное самоуправление. - М.: Мысль, 2002. - 266 C.
13. Постовой Н.В. Местное право // Информационно-аналитический журнал. 2001. №3.
14. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. - М.: Зерцало, 2004. - 593 с.
15. Мельников С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма // Законодательство и экономика. 2003. №1.
[1] Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. №1. - 12-16 с.
[2] Васильев В.И. Местное самоуправление. - М.: Мысль, 2002. - 266 с.
[3] Комментарий к Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. Велиевой Д.С., Лысенко В.В., Капитанца Ю.В., Кулушевой М.А., Преснякова М.В. - М.: Просвещение, 2005. – 251с.
[4] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. - М.: Зерцало, 2004. - 593 с.
[5] Мельников С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма // Законодательство и экономика. 2003. №1. - 53 с.
[6] Постовой Н.В. Местное право // Информационно-аналитический журнал. 2001. №3. - 42 с.
[7] Шкатулла В.И. Комментарий к Федеральному Закону «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. - 168 с.
[8] Чаннов С.Е., Муниципальное право: конспект лекций. – М.: Юрайт –Издат, 2007г. - 112 с.
[9] Онанко Н.А., Государственное и муниципальное управление: уч. пособие.-М.: МГИУ, 2008г. – 42 с.
[10] ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003г ( с изменениями от 1 января 2009г.).
[11] Чаннов С.Е. Муниципальное право. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 218 с.
[12] Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Проспект, 2007. – 602 с.