Цель и форма проведения производственной практики
Производственная практика студентов Института инновационного менеджмента МИФИ является этапом подготовки студента к дипломному проектированию и имеет целью: а) закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; б) дальнейшее развитие практических навыков исследовательской работы в лаборатории, полученных при выполнении УИР; в) продолжение практики в области инновационного менеджмента и инновационного предпринимательства, начатой на младших курсах; г) закрепление навыков и компетенций в области практического инновационного менеджмента посредством участия в коллективных разработках и реальных инновационных проектах в контексте производственного коллектива малых инновационных предприятий.
Студенты проходят производственную практику на кафедрах МИФИ, в научно-исследовательских организациях, в лабораториях малых инновационных фирм, занимающихся коммерциализацией инновационных перспективных разработок, применяют свои знания и умения в рамках производственной деятельности предприятий и заводов.
Производственная практика состоит в выполнении должностных обязанностей помощника специалиста, специалиста или старшего специалиста в лабораториях инновационных фирм Технопарка МИФИ или других предприятий.
Во время практики студент обязан: а) ознакомиться с научной тематикой подразделения предприятия, где он проходит практику; б) детально изучить и строго придерживаться правил техники безопасности: общей производственной и специальной
по профилю подразделения фирмы (отдела, департамента) или лаборатории; в) изучить приборные или специальные вычислительные средства, применяющиеся в подразделении (лаборатории) и ее математическое (программное) обеспечение; г) ознакомиться с организацией процесса планирования и управления инновационными разработками научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также с организацией корпоративной культуры на рабочем месте в подразделении.
Во время прохождения практики студент обязан углублять теоретические знания в области инновационного менеджмента и инновационного предпринимательства, связанной с его производственной деятельностью. Для этого в соответствии с указаниями руководителя необходимо: а) изучить состояние вопроса, касающегося темы дипломного проекта, для чего следить за отечественной и иностранной периодической литературой, регулярно просматривать реферативные журналы и экспресс-информации и делать краткие выписки из просмотренной литературы; б) ознакомиться с отчетами и статьями по научным рабе
там, выполненным на кафедре или других подразделениях, на предприятиях
по вопросам, близким к дипломному проекту; в) осуществить сбор необходимого материала по теме в сети Интернет.
Руководство прохождением производственной практики как на кафедре, так и на других предприятиях осуществляется кафедрой (сотрудник кафедры должен быть научным руководителем или консультантом практиканта). Дирекция предприятия, на котором проходят практику студенты, обязана выделить руководителя практики, отвечающего за повседневную работу практиканта. Руководитель практики выдает студенту задание на практику, составленное на основании настоящего положения
Лицо, ответственное за практику от кафедры, поддерживает регулярную связь со студентами, проходящими практику вне кафедры, и с непосредственным руководителей практиканта.
Во время практики студент обязан придерживаться внутреннего распорядка подразделения, в которое он направлен. Студент обязан вести рабочий журнал практиканта, куда заносятся содержание всех выполненных работ (полученных результатов расчетов, разработанных схем исследования предметной области, проработанные проектные решения, результаты программной реализации, разработанные методики и сведения из проработанной литературы). Журнал еженедельно предоставляется руководителю практики для контроля за ходом выполнения задания.
Практика заканчивается зачетом с оценкой. К зачету практикант представляет своему руководителю отчет о проделанной работе.
Дипломное проектирование
Все студенты Института инновационного менеджмента МИФИ выполняют дипломные проекты. Дипломное проектирование является заключительным этапом
обучения студента в МИФИ и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний выпускника; углубленное изучение им одной из отраслей техники в соответствии с темой проекта; закрепление и расширение экспериментальных и теоретических профессиональных навыков студента в области инновационного менеджмента и инновационного предпринимательства; дальнейшее совершенствование навыков самостоятельного решения инженерных прикладных, теоретических задач и исследовательских задач и из экономического обоснования.
Дипломный проект является выпускной квалификационной работой студента, на основе которой Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации информатика-системного аналитика.
Дипломные проекты выполняются на кафедре 28 факультета Кибернетики МИФИ, в научно-исследовательских организациях соответствующего профиля, в лабораториях инновационных предприятий и организаций. Дипломник подчиняется правилам внутреннего распорядка организации, в которой выполняется проект.
Темы дипломных проектов разрабатываются при участии выпускающей кафедры и лабораторий (подразделений, департаментов) базовых предприятий на месте прохождения практики и выполнения дипломных проектов. Разработанные кафедрами темы рассматриваются на заседании кафедры и утверждаются заведующим кафедрой. Одновременно обсуждаются кандидатуры руководителей дипломного проектирования.
К руководству дипломными проектами студентов института инновационного менеджмента привлекаются: преподаватели; сотрудники научно-исследовательских и промышленных организаций, обладающие соответствующей подготовкой; аспиранты кафедр, имеющие необходимый опыт работы по дипломной тематике.
После сдачи студентом отчета по производственной практике ему выдается задание на дипломный проект, утвержденное заведующим кафедрой. Задание на проект должно давать студенту-дипломнику четкое представление об основных путях решения поставленной задачи. В нем указываются основные этапы работы и ориентировочный объем теоретической, исследовательской, экспериментальной, технической и графической частей, а также объем экономико-организационной главы проекта. В задании должен быть приведен список основной литературы, позволяющей студенту изучить данный вопрос.
Для руководства по экономико-организационной части дипломного проекта требуется проведение нескольких консультационно-методических семинаров.
Не реже чем один раз в неделю, студент обязан отчитываться перед научным руководителем о выполненной работе. Руководитель в календарном плане работы студента фиксирует степень готовности дипломного проекта (в процентах к объему работы) и информирует заведующего кафедрой и директора института инновационного менеджмента о ходе проектирования. Рекомендуется, чтобы за время дипломного проектирования студент не менее одного раза отчитывался на кафедре, а его отчет дополнялся оценкой руководителя.
Заведующий кафедрой организует и контролирует ход дипломного проектирования, требует от студентов выполнения календарных графиков работы и осуществляет необходимый методический инструктаж руководителей.
Дипломник обязан сдать оконченный дипломный проект руководителю за 10 дней до защиты, а за 6—7 дней до защиты передать его рецензенту.
За принятые в проекте технические, организационные, экономические и программные решения и за правильность всех вычислений отвечает студент — автор проекта.
Рецензирование дипломных проектов осуществляется, как правило, лицами, приглашенными из промышленных и научно-исследовательских организаций, за исключением случаев, когда дипломный проект выполняется в других организациях. Рецензентом не может быть преподаватель или сотрудник той кафедры, на которой выполняется дипломный проект.
Полностью оформленный дипломный проект (пояснительная записка и графический иллюстративный материал), подписанные руководителями и рецензентом, должен быть представлен на кафедру за 3—4 дня до назначенного срока защиты. Одновременно представляются отзыв руководителя и рецензия. Кафедра рассматривает проект и оформляет протокол – заключение о допуске дипломника к защите. Заведующий кафедрой и директор института инновационного менеджмента подписывает дипломные проекты, допущенные к защите. Желательно, чтобы дипломник представил краткое резюме по проекту на одном из иностранных языков, которое затем оглашается на защите и может сопровождаться вопросами на этом же языке.
Порядок защиты дипломного проекта: доклад дипломника (10-15 минут), вопросы к нему, ответы дипломника на вопросы, оглашение рецензии, выступление руководителя с отзывом (при необходимости), выступления присутствующих на защите, заключительное слово дипломника. ГЭК с учетом качества проекта, результатов защиты, отзыва руководителя и рецензии, а также успеваемости за время обучения большинством голосов выносит решение об оценке проекта, а по окончании защиты члены ГЭК подписывают протокол.