Инфляция издержек производства

Причины инфляции издержек производства:

ü снижение роста производительности труда, вызванное циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве, что ведет к увеличению издержек на единицу продукции, а, следовательно, к уменьшению прибыли. В конечном итоге это скажется на снижении объема производства, сокращении предложения товаров и росте цен;

ü расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом зарплаты и относительно низкой по сравнению с производством производительностью труда. Отсюда общий рост цен на услуги;

ü повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату. Компании отвечают на такой рост инфляционной спиралью; повышение заработной платы вызывает рост цен и новое повышение заработной платы;

ü высокие косвенные налоги, характерные для многих государств, которые включаются в цену товаров. Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен. Индекс цен измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг ("рыночная корзина") для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Негативные последствия, вызываемые инфляцией, определяют необходимость проведения государством антиинфляционной политики. Она осуществляется по двум основным направлениям:

· устранение причин инфляции;

· сглаживание негативных последствий инфляции для населения (адаптивная инфляционная политика). Включает в себя индексацию доходов и компенсации потерь.

Борьба с инфляцией – это устранение ее причин. Поэтому целью антиинфляционной политики – установление контроля над инфляцией, поддержание умеренного темпа роста цен. Существует мнение, что искоренить инфляцию нельзя – можно ею только управлять. Выбор методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем самой инфляции. При этом нельзя забывать, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем: ростом безработицы и спадом производства.

Антиинфляционная стратегия объединяет цели и методы долгосрочного характера, поэтому эффект стратегических антиинфляционных мер проявляется не сразу. Основными элементами антиинфляционной стратегии считают:

‑ ограничение инфляции со стороны спроса и предложения;

‑ ограничение внешних импульсов инфляции.

Ограничение инфляции со стороны спроса связано, прежде всего, с гашением инфляционных ожиданий, в основном - адаптивного характера, когда люди формируют свои ожидания в отношении будущих цен на основе собственного опыта последних лет. Адаптивные инфляционные ожидания - существенное препятствие в управлении инфляцией.

Долгосрочная денежная политика так же ограничивает инфляцию со стороны спроса. В нее входят: регулирование денежной массы, регулирование скорости оборота денег. Известно, что соотношение денежной и товарной массы выражается формулой:

М·V = P · Q, где

М – количество денег, необходимое для обращения, V – скорость обращения одноименной денежной единицы, Р – уровень цен на товары и услуги, Q – количество произведенных товаров. При прочих равных условиях (V и Q – постоянные величины) уровень цен зависит от размера денежной массы. Следовательно, если денежная масса будет ограничена или уменьшена, то рост цен (инфляция) начнет замедляться.

Регулирование скорости оборота денег. Предположим, что объем производства и количество денег в экономике в течение года неизменны, то есть Q и М - постоянны, в этом случае уровень цен зависит от скорости денежного оборота. Чем выше скорость оборота денег, тем больше инфляция. Следовательно, государству следует принять меры по замедлению скорости денежного оборота (повысить курс национальной валюты, устранить угрозу товарного дефицита).

Инструментами долгосрочной денежной политики считаются: ставка рефинансирования, то есть величина процента, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (при инфляции повышается);норма обязательных резервов (так же увеличивается при инфляции) и операции с государственными долговыми обязательствами (при инфляции государственные ценные бумаги продаются центральным банком).

Ограничение бюджетного дефицита весьма интенсивно воздействует на избыточный совокупный спрос. Сокращение государственных расходов может идти по разным направлениям: сокращение военных расходов, уменьшение финансирования социальных программ, снижение расходов на содержание государственного аппарата. Бюджетный дефицит можно сократить и за счет роста доходной части бюджета.

Ограничение инфляции со стороны предложения предполагает регулирование цен и доходов. При невысоком уровне инфляции потребительские доходы эффективно регулируются через систему налогообложения. Доходы фирм, кроме налогов, могут быть отрегулированы с помощью ставки ссудного процента. В случае усиления инфляционных процессов заработная плата индексируется в меньшей степени, чем растут цены. При высокой инфляции государство может также “заморозить” цены фирм-монополистов.

Воздействие государства на инфляцию предложения возможно и при помощи таможенных пошлин и тарифов. Так, снижение пошлин на сырье, оборудование, комплектующие позволяет тормозить рост цен. Либеральная миграционная политика привлекает в страну иностранных рабочих, предложение труда увеличивается, зарплата снижается.

Ограничение внешних импульсов инфляции особенно важно для стран, зависимых от внешней торговли. В этом случае трудно избежать импортированной инфляции. Естественный способ обезопасить национальную экономику - постепенно ревальвировать, то есть повысить курс национальной валюты. В результате цена импортных товаров падает, что противодействует импорту инфляции. Однако не стоит забывать о том, что ревальвация делает более дорогим экспорт. Условие, при котором страна успешно могла бы защитить себя от внешней инфляции с помощью повышения (ревальвации) валютного курса, состоит в том, чтобы надежно сдерживать рост внутренних издержек – тогда конкурентоспособность отечественной продукции будет высокой.

Тактика антиинфляционной политики, дополняющая антиинфляционную стратегию, включает различные меры. К ним, например, относится как стимулирование склонности к сбережению (увеличение доходности государственных ценных бумаг, вкладов населения), так и меры по снижению уровня ликвидности сбережений - от увеличения процентов по срочным вкладам до замораживания вкладов. Многие правительства прибегали к денежным реформам конфискационного типа.

Проводя антиинфляционную политику, государство может существенно замедлить темпы инфляции путем временного сокращения объемов производства и увеличения безработицы. Таким образом, за поддержание стабильности цен общество должно платить высокую цену в виде потерь выпуска и занятости. Поиски путей разрешения этой жестокой дилеммы по-прежнему остаются одной из насущных проблем современной макроэкономической теории. Следует заметить, что предложенные разными экономическими школами программы борьбы с инфляцией эффективны для условий развитой рыночной экономики, где отлажены механизмы рыночного регулирования, высок уровень жизни общества.

Инфляция же в странах с переходной экономикой носит специфический характер, и поэтому для борьбы с ней нельзя применять только стандартные методы. Борьба с инфляцией должна вестись здесь более осторожно, и на первый план следует выдвигать задачи формирования нормального рыночного механизма, благоприятного инвестиционного климата, программы социальной защиты населения.

Наши рекомендации