Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
В современных условиях значение самостоятельной подготовки студентов неизмеримо возрастает, а ее цели состоят в том, чтобы:
· повысить ответственность самих обучаемых за свою профессиональную подготовку, сформировать в себе личностные и профессионально-деловые качества;
· научить студентов самостоятельно приобретать знания, формировать навыки и умения, необходимы для трудовой деятельности;
· развивать в себе самостоятельность в организации, планировании и выполнении заданий, определяемых учебным планом и указаниями преподавателя.
Достигнуть этих целей в ходе самостоятельной работы при изучении дисциплины возможно только при хорошей личной организации своего учебного труда, умении использовать все резервы имеющегося времени и подчинить их профессиональной подготовке.
Самостоятельная работа как метод обучения включает:
· изучение и конспектирование обязательной литературы в соответствии с программой дисциплины;
· ознакомление с литературой, рекомендованной в качестве дополнительной;
· изучение и осмысление специальной терминологии и понятий;
· сбор материала и написание контрольных, конкурсных и дипломных работ;
· изучение указанной литературы для подготовки к экзамену.
Основными компонентами содержания данного вида работы являются:
· творческое изучение учебных пособий и научной литературы;
· умелое конспектирование;
· участие в различных формах учебного процесса, научных конференциях, в работе кружков и т. д.;
· получение консультаций у преподавателя по отдельным проблемам курса;
· получение информации и опыта о работе профессионалов в процессе производственно-учебной практики и др.
Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Семинарские занятия — важная форма учебного процесса. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и учебной литературой. Они призваны развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. На занятиях вырабатываются необходимые навыки и умения публично выступать, логика доказывания, культура профессиональной речи. Кроме того, семинары — это средство контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов, они непосредственно влияют на уровень подготовки к итоговым формам отчетности — зачетам и экзаменам. В выступлении на семинарском занятии должны содержаться следующие элементы:
· четкое формулирование соответствующего теоретического положения в виде развернутого определения;
· приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства определенного теоретического положения;
· подкрепление теоретических положений конкретными фактами.
Для качественного и эффективного изучения специальности необходимо овладение навыками работы с книгой, воспитание в себе стремления и привычки получать новые знания из научной и иной специальной литературы. Без этих качеств не может быть настоящего специалиста ни в одной области деятельности.
Читать и изучать, следует, прежде всего, то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем рекомендуемой литературы.
Когда студент приступает к самостоятельной работе, то он должен проявить инициативу в поиске специальных источников. Многие новейшие научные положения появляются, прежде всего, в статях, опубликованных в журналах.
Надо иметь в виду, что в каждом последнем номере издаваемых журналов публикуется библиография всех статей, напечатанных за год, это облегчает поиск нужных научных публикаций.
Работа с научной литературой, в конечном счете, должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете и объекте изучения, которое должно проявляться:
· в ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в публикации, разработке доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;
· в понимании студентами обоснованности и целесообразности, приводимых в книге и статье примеров, поясняющих доказательства и выводы автора. При этом будет уместно, если студент самостоятельно приведет дополнительные примеры к этим выводам;
· в отделении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;
· в способности студента критически разобраться в содержании публикации, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку, характеристику.
Виды самостоятельной работы студентов для подготовки к семинарским (практическим) занятиям
№ Наименование темы дисциплины | Тематика самостоятельной работы содержание практических (семинарских) занятий, литература для подготовки | Формы контроля усвоения знаний Контроль выполнения работы |
1.Сущность корпоративного управления | Тематика докладов: 1.Предпосылки развития корпоративного менеджмента. 2.Концепция корпоративного управления. 3.Функции корпоративного менеджмента. Вопросы для обсуждения: 1.Способы формирования корпоративных структур 2.Оптимизационные методы планирования состава подсистем интегрированных предприятий 3.Основные элементы интегрированных социально-экономических систем Типы задач и ситуаций для практической работы: обобщение современного опыта по формированию корпоративных структур. Литература: 4,5, 6, 7, 20 | Доклады (электронная презентация), Опрос, Выполнение практических заданий |
2.Национальные модели корпоративного управления. | Тематика докладов: 1.Особенности российской модели корпоративного управления. 2.Государственное регулирование корпоративных систем. 3.Основные тенденции и международные нормы развития корпоративного управления. Вопросы для обсуждения: 1.Основные задачи концентрации капитала 3.Методы построения международных интеграционных процессов 4.Основные характеристики западного пути концентрации капитала. Типы задач и ситуаций для практической работы: построение модели концентрации капитала для набора отраслей. Литература: 3,6 | Доклады (электронная презентация), выполнение практических заданий |
3.Методы корпоративного управления | Тематика докладов: 1.Сущность и модели корпоративного управления 2.Современные методы корпоративного управления Задачи и ситуации для практической работы: 1. Разработка исходных целей развития корпораций. 2. Использование «дерева решений» при выборе базовых направлений развития дифференцированных направлений бизнеса 3.Выявление стратегических проблем и возможностей корпораций на основе SWOT-анализа. Литература: 2, 4, 6, 7 | Доклады (электронные презентации), Опрос, Выполнение практических заданий |
4.Новые концепции корпоративного управления. | Тематика докладов: 1.Базовые концепции нового менеджмента 2.Новые идеи в современном менеджменте 3.Менеджмент в рамках мультикультурного контекста. Вопросы для обсуждения: 1.Концепция сбалансированной системы показателей и ее разработчики 2.Для чего необходима сбалансированная система показателей эффективности Литература: 5, 11, 15, 18 | Доклады (электронная презентация), Опрос, дискуссия |
5.Стратегическое управление корпорацией. | Тематика докладов: 1.Разработка приоритетной стратегии. 2.Руководящие принципы по управлению процессом разработки корпоративной стратегии. 3.Корпоративные стратегии восстановления, экономии и реструктуризации портфеля. 4.Стратегия корпорации и глобальная стратегия управления диверсифицированной корпорацией Вопросы для обсуждения: 1.Основные принципы формирования стратегии корпорации 2.Альтернативные направления стратегического развития корпорации Задачи и ситуации для практической работы: 1.Решение задач по определению величин валовой, товарной и реализованной продукции. 2.Решение задач по оценке выполнения плана по основным показателям деятельности предприятия. 3.Решение задач по определению производственной мощности предприятия и основных подразделений. 4.Решение задач по определению коэффициента использования оборудования. Литература: 5, 10, 12, 14, 28 | Доклады (Электронная презентация), Опрос, Выполнение практических заданий, |
6.Анализ возможностей корпорации | Тематика докладов: 1.Оценка бизнеса и компании. 2.Анализ возможностей корпорации. 3.Анализ внутренней структуры. Вопросы для обсуждения: 4.Маркетинговые исследования как основа для разработки плана маркетинга. 5.Разработка программы маркетинга. 6.Планирование товародвижения и сбыта. Литература: 1,9,13,14,15,23,26 | Доклады, опрос, ситуационные задачи |
7.Принятие управленческих решений в корпорации | Тематика докладов: 1.Выработка и принятие управленческих решений. 2.Методы принятия управленческих решений. 3.Принятие решений в сложных ситуациях и трудности его осуществления. Вопросы для обсуждения: 1.Планирование инновационной деятельности. 2.Методы оценки и выбора нововведений. 3.Научно-технический потенциал и инновационная деятельность предприятия. Литература:1,15,23,26 | Доклады (электронная презентация), Опрос, дискуссия |
8.Целеполагание, мотивация и стимулирование в системе корпоративного менеджмента | Тематика докладов: 1.Функции корпоративного менеджмента. 2.Менеджмент корпоративной безопасности. 3.Управление персоналом: работа в команде современной компании. Вопросы для обсуждения: 1.Планирование смет комплексных расходов. 2.Разработка плановых калькуляций себестоимости продукции. 3.Составление смет расходов на производство по экономическим элементам и калькуляционным статьям. 4.Планирование прибыли предприятия. 5.Разработка финансового плана предприятия. Литература:10,12,15,24,28 | Доклады (электронная презентация), Опрос, Итоговый тест |