Координация средствами иерархии

Тема 3. Способы осуществления логистической координации.

1. Координация средствами иерархии.

2. Обеспечение информационного взаимодействия и сотрудничества подразделений. Сбалансированный подход к координации.

3. Механизмы координации. Предпосылки эффективной межфункциональной координации.

4. Прогноз и прогнозирование. Роль прогнозирования в деятельности фирмы. Сущность, объективная необходимость и значимость прогнозирования. Цели и задачи прогнозов. Отличия прогноза от плана и их взаимосвязь. Функции прогнозирования.

5. Основные принципы прогнозирования. Классификация прогнозов по объектам (экономические, социальные, научно-технические, экологические); по горизонту (оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные); по уровню управления (индивидуальные, региональные, отраслевые, национальные, международные); по характеру (частные, обобщающие, одновариантные, многовариантные и т.п.).

6. Источники ошибок в прогнозировании деятельности фирмы и основные направления их преодоления. Основные направления совершенствования прогнозирования.

Координация средствами иерархии

Иерархия – универсальный принцип вертикального строения социальных систем, который проявляется в пирамидальном и многоуровневом строении властных отношений, концентрации власти, властных полномочий и ответственности на верхних этажах управленческой пирамиды, а также централизации, односторонней личной зависимости одного человека от другого. Иерархия особенно явно выражена в административных(формальных) организациях, где пирамидальный принцип распределения власти и ответственности по вертикали между должностными позициями и подразделениями закреплен в нормативных документах.

Роль иерархических формальных структур в обеспечении функционирования организации многообразна, но основная функция иерархии отмечена еще представителями классической школы, которые указали на рациональность иерархического строения формальной организации и закрепили ее в логике построения организации, именуемой "принципом лестницы", или принципом координации средствами иерархии. Согласно положениям классической школы формирование многоуровневого иерархического строения организации есть результат, с одной стороны, реализации принципа единоначалия, предусматривающего сосредоточение всей полноты контроля за деловыми отношениями в одних руках, а с другой –увеличения численности работников и ограничений возможности эффективного внешнего контроля со стороны руководителя в условиях возрастания числа непосредственно подчиненных ему работников. Следовательно, возникает необходимость передачи первым руководителем части своих полномочий, ответственности и власти руководителям более низкого уровня, что определяет логику формирования иерархии.

В современных административных организациях иерархическое строение формальной организации сочетается с четким разделением властных полномочий и нормированием власти. Иерархия в формальной организации – это отражение вертикального разделения труда в результате реализации принципа делегирования полномочий и горизонтального разделения труда. Принципы иерархического строения отношений в административно организации присутствуют и в неформальной структуре организации, где находят свое выражение в феномене неформального лидерства. В той или иной форме они свойственны всем типам организаций.

В любой организации должен существовать непререкаемый авторитет, "босс", -тот, кто принимает окончательное решение и которому беспрекословно подчиняются остальные сотрудники. В ситуации повышенного риска, - а с такой ситуацией рано или поздно сталкивается любая организация, - от четкого руководства зависит само существование организации. Когда на корабле пожар, капитан не созывает собрание, а отдает приказы. И во имя спасения корабля каждый должен подчиняться приказам и точно знать, куда бежать и что делать, причем все это без препирательств и рассуждений о степени своего участия. "Иерархия" и ее абсолютное признание каждым членом организации - единственная надежда на спасение в кризисной ситуации».

Иерархия - лучший способ управления на небольших предприятиях. На больших предприятиях иерархия (бюрократизм) становится причиной потери эффективности управления. Именно поэтому при росте масштабов и диверсификации производства надо отказываться от линейно-функциональной структуры в пользу дивизиональной организационной структуры, поскольку в дивизионах хорошо работает иерархия. А сотрудничают дивизионы в рамках крупной компании по рыночным правилам. Получается, что здесь используются преимущества и иерархии (плана), и рынка.

Координация на основе иерархии предпочтительнее координации на основе рынка. Так как иерархия даёт экономию на масштабе и на трансакциях. Плюс иерархия надёжнее (нет центробежных сил). Отсюда следует, что уходить от функциональной к дивизиональной структуре надо, как можно позже. Сначала надо попытаться «выжать» всё из иерархии.

Поэтому задача повышения эффективности управления предприятием заключается в повышении продуктивности работы руководителей и специалистов предприятия, когда меньшим числом руководителей и специалистов предприятия в рамках иерархии можно было бы обеспечивать без потерь координацию более масштабного производства.

Наши рекомендации