Концепции i-бизнеса и i-маркетинга в новой экономике
Винокуровой Вероники
Направление подготовки: 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью»
Магистерская программа: Реклама и связи с общественностью в организационной и коммуникативной сферах
Проверила: к.э.н.,
доцент Е.Н. Якубенко
Брянск 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие «новой экономики», ее сущность и специфика3
2. Концепции i-бизнеса и i-маркетинга в новой экономике6
3. Роль рекламных и PR-коммуникаций в новой экономике9
1. Понятие «новой экономики», ее сущность и специфика
В последнее десятилетие XX века в научный оборот вошел термин Новая экономика. Можно полагать, что наиболее передовые фирмы работают в секторах рынка, которые в большей степени является ее порождением. Вместе с тем, до сих пор не существует единого признанного определения новой экономики и при обсуждении подобных вопросов часто исходят из неверного понимания ее сути. Постараемся рассмотреть некоторые, часто употребляемые, определения.
Новой экономикой (с точки зрения масс-культуры, которая, к сожалению, проявляется и в научных статьях ) называют все компании, связанные с Интернетом и рынком информационных технологий (особенно в бизнес-секторе). Данное определение представляется излишне поверхностным, ибо не учитывает ни человеческий капитал, ни инновационный характер новой экономики, который делает ее действительно новой.
Данный подход действует в следующих моделях.
B2B (англ. Business to Business) — термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов, в данном случае — это юридические лица.
В2В – сокращение от английских слов «business to business», в буквальном переводе – бизнес для бизнеса. Это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. Примером В2В- деятельности может послужить производство барных стоек или оказание рекламных услуг: физическим лицам реклама ни к чему, а вот другим организациям она необходима.
Под понятием B2B также подразумеваются системы электронной коммерции, или системы электронной торговли — программные-аппаратные комплексы, являющиеся инструментами для осуществления торгово-закупочной деятельности в сети интернет.
В западных странах, под термином В2В часто понимается обеспечение каких-нибудь производственных фирм сопроводительными услугами, дополнительным оборудованием и т. д. Однако в общем смысле определение B2B соответствует любая деятельность, направленная на клиентов, которые являются юридическими лицами.
Business-To-Consumer (B2C) (русск. Бизнес для Потребителя) — форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи для потребителя.
B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удалёнными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2C позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников даёт возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая вознаграждение посредников), что, естественно, приведёт к росту прибыли.
Система является одним из звеньев в цепочке современных бизнес-процессов, и это звено строит бизнес-отношения следующего плана взаимодействий: "Бизнес-клиент".
B2C - это концепция построения бизнес-процессов предприятия и комплекс Интернет-технологий и инструментов, обеспечивающих повышение прозрачности предприятия и облегчающих его взаимодействие с клиентами. Один из наиболее популярных инструментов B2C - Интернет-магазин.
B2C (Business-to-Consumer) - термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между организацией (Business) и частным, так называемым, "конечным" потребителем (Consumer) /D.Chaffey, "E-Business and E-Commerce Management", 2007/. Часто используется для описания деятельности, которую ведёт предприятие, т.е., в данном случае, - продажа товаров и услуг, непосредственно предназначенных для конечного использования.
Наряду с этим термином существуют и другие, также обозначающие различные виды отношений, как коммерческого, так и некоммерческого характера, например: B2B (Business-to-Business) - "взаимоотношения между коммерческими организациями", C2C (Customer-to-Customer) - "взаимоотношения между потребителями", B2G (Business-to-Government) - "взаимоотношения между организацией и правительством" и т.д. Эти термины широко применяются в англоязычной среде, как в теоретических трудах на тему делового администрирования, так и в повседневном деловом общении.
B2G (business-to-government) — отношения между бизнесом и государством. Обычно термин используется для классификации систем электронной коммерции. Примером B2G-систем могут служить системы электронных госзакупок.
Новой экономикой (с позиций менеджмента компаний) называют компании, работающие на быстрорастущих рынках, где «главным критерием является развитие компании за счет умелых и активных предпринимательских действий ее руководства». Однако под это определение подходит практически любая компания на быстро растущем рынке, а среди лидеров Новой экономики есть и иные компании.
И, наконец, с точки зрения PR –технологий, новая экономика связана исключительно с интеллектуальным потенциалом. Однако и это определение принять нельзя, ибо инновации в IT – секторе не исчерпывают «новую экономику».
Новая экономика – это смешение стилей, субкультур, направлений. В результате, в рамках подобной среды возрастает количество требований, соблюдение которых необходимо для успешной коммерческой деятельности. Вероятно, достигнут успеха те организации, которые смогут выработать уникальную инновационную концепцию развития своего бизнеса и создадут все необходимые предпосылки и внутренние условия для активных действий в выбранном направлении. «Будущее невозможно предсказать – его нужно создавать. Вы либо наблюдаете, как что-то происходит, либо определяете то, что происходит». Так как фирму окружает слишком большое число непредсказуемых и сложно идентифицируемых факторов внешней среды, то если организация будет стремиться постоянно их отслеживать и учитывать, тратя излишние средства на сам процесс мониторинга среды, она просто утонет в море информации. Стремления и попытки «угнаться» за достижениями конкурентов, с постоянной оглядкой только лишь на то, что было достигнуто когда-то и кем-то, в итоге, может ни к чему не привести. Поэтому, возможно, наиболее эффективным способом существования и развития в условиях Новой экономики с колоссальными объемами информации и постоянно возрастающей скоростью изменения этой информации, является четкая самоидентификация, ясное самоопределение, продуманный подход к выработке направления развития фирмы.
Концепции i-бизнеса и i-маркетинга в новой экономике
Информационный бизнес – это бизнес, в основу которого положена продажа информации. Причем в качестве товара должна выступать уникальная информация, нужная многим, это могут быть советы, личный опыт, организация бизнеса в Интернет сети и т.д. Кроме того, почти каждый вид деятельности, направленный на получение прибыли, можно отнести к идеям информационного бизнеса, так как проявлениями так же будут считаться патенты, товарные знаки, всевозможные лицензии, инженерно – технические изыскания и многое другое.
Развитие информационного бизнеса получило свое начало не так давно, примерно в 60-х годах на Западе. Именно поэтому, западные страны так умело используют деятельность информационного бизнеса в повседневной жизни. Международный информационный бизнес, в основном, представлен такими «акулами» на информационном рынке, как агентство Reuter, Dow Jones Telerate, в функции информационного бизнеса которых входит не только предоставление информационных услуг своим клиентам, но и непосредственное создание специального программного обеспечения, которое с относительной точностью может прогнозировать изменение финансовых событий. Эти информационные агентства настолько прочно занимают свою нишу в сфере деятельности информационного бизнеса, что на сегодняшний день представить весь мир без их услуг невозможно. Да и оборот информационного товара в целом на сегодняшний день превышает сумму в 4 триллиона долларов, что гораздо выше показателей оборота товаров производства.
К функциям информационного бизнеса относятся:
1) непосредственное ведение учета, а так же управление финансами;
2) управление предоставленными кадрами;
3) исследования в области маркетинга;
4) страхование информации, имущества;
5) выполнение роли посредника.
Особенности информационного бизнеса в сети Интернет
Информационный бизнес в сети Интернет имеет огромное преимущество, так как вы можете открыть такое бизнес самостоятельно. Понятие информационного бизнеса настолько охватывает все сферы деятельности человека, что порой отделить его от непосредственного вида деятельности не получится. К примеру, во всемирной сети производитель создает сайт своей продукции, чтобы охватить большее число потенциальных потребителей. С одной стороны, он условно «расширяет» свое настоящее дело, а с другой – вступает на стезю информационного бизнеса, так как уже через сайт покупатели могут знакомиться с его продукцией, то есть, получат информацию о товаре. Таким образом, каждый желающий может стать представителем этого рода деятельности, так как даже оформление и продажа электронных книг (информация) - один из видов информационного бизнеса. Структура информационного бизнеса настолько многогранна, что подчас включает в себя составляющие всех типов деловой деятельности.
Виды информационного бизнеса разделяются в зависимости от сферы (сегмента) их деятельности:
1) потребительский - когда информация передается потребителю;
2) интеллектуальный – передача и потребление информации среди специалистов;
3) сегмент так называемого взаимодействия, когда компании – разработчики взаимодействуют при создании, а так же последующей реализации своей продукции;
4) сфера обеспечения бизнеса – когда происходит обмен информацией в процессе различных видов деятельности, а именно закупка товара, распространение продукции, маркентинг.
Информационный маркетинг подразумевает рекламирование бренда или его продукции с одновременным предоставлением потребителю полезной информации о продукте либо услуге.
Необходимость развития существующих информационных технологий возникла вследствие большого количества лишней рекламной информации, которая просто не воспринимается потребителем. Для того, чтобы выделить конкретный товар и более выгодно представить его на фоне конкурентов, маркетологи постоянно придумывают различные способы донесения полезной информации до целевой аудитории.
Во всем мире сегодня прослеживается тенденция снижения бюджетов, которые тратятся на нецелевую рекламу (телевизионная реклама, уличные щиты и т.д.). Грамотный информационный маркетинг позволяет установить прямой и длительный контакт компании, продвигающей свой продукт, с потребителем.
Удачным примером информационного маркетинга может служить реклама определенного лекарства, которая сопровождается перечислением адресов городских аптек или больниц. А рекламная печатная продукция для водителей, содержащая экстренные телефоны и перечень действий в случае аварии, может сопровождаться рекламой организации, оказывающей техническую помощь на дорогах в конкретном регионе.