Методы оценки эластичности спроса
Экспертный: группе экспертов задается вопрос о количестве товара, приобретаемого по цене не выше заданной, вопрос повторяется для различных уровней предельной цены (Дельфа-метод), результат отражает спрос, соответствующий каждой цене.
Опросный: опрашивается определенное количество потребителей (выборочная панель), каждый респондент называет предельную цену, по которой он готов купить единицу товара, в результате составляется ряд распределения потребителей по уровню цен (частота – число человек, назвавших одну и ту же цену).
Аналитический: отличается от опросного тем, что респондент указывает не только цену приобретения одной единицы товара, но и цены, по которым он приобрел бы две и более единиц этого товара. По каждому полученному распределению строится регрессионная модель и исчисляется коэффициент эластичности.
Престижные товары
Престижными называются товары и услуги, которые обладают специфическими характеристиками люксового уровня качества и огромным демонстрационным эффектом.
Примерами престижных товаров могут служить драгоценности, легковые автомобили типа «Роллс-Ройс», норковые шубы, часы «Ролекс», черная икра, услуги пятизвездочных гостиниц, дорогих ресторанов и пр. При этом в последнее время происходит расширение ассортимента группы престижных товаров.
Если подобные товары будут продаваться по более низким ценам и каждый потребитель сможет приобрести их, то есть они станут легкодоступными, то они потеряют свою основную товарную ценность и привлекательность для целевого рынка престижных покупателей. Поэтому продавать их по низким ценам крайне нецелесообразно. Необходимо поддерживать имидж сверхвысокого класса в отношении продаваемых товаров и с самого начала выхода на рынок использовать политику высоких цен. Такие товары и услуги, как правило, высоко эластичны по спросу.
Раздел второй |
Поведение потребителя |
План лекции |
1. Потребительский выбор и его особенности. 2. Эффект замещения и эффект дохода. |
1. Потребительский выбор и его особенности |
¨ Полезность блага (utility of good) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. · Впервые это понятие использовал Д.Бентам (1748-1832 гг.). · При потреблении блага покупатели испытывают влияние ряда ограничений: § ценовые; § бюджетные (размер дохода потребителя); § степень безопасности. · Потребитель делает выбор, исходя из перечисленных ограничений, с целью максимизации полезности (удовольствия от потребления). |
_________________________________________________________________
____________________________________________
______________________________________________________________________
Закон убывающей предельной полезности |
Различают общую и предельную полезность. ¨ Общая полезность (total utility-TU) – совокупная полезность всех потребляемых благ. ¨ Предельная полезность (marginal utility-MU) – полезность последней единицы потребляемого блага. · Общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность же неуклонно уменьшается, так как с потреблением каждой следующей единицы потребность снижается, тогда покупатель согласен заплатить все меньшую цену. Следовательно, цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. ¨ Закон убывающей предельной полезности: при последовательном потреблении единиц блага их предельная полезность падает (первый закон Г.Госсена – 1854 г.). ¨ Функция полезности – это функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества: где Qi – последовательные части блага. · Предельная полезность зависит от запаса блага и интенсивности потребности и может принимать: § положительное значение, когда запас блага меньше потребности; § значение равное нулю, когда запас блага полностью соответствует потребности; § отрицательное значение, когда запас блага больше потребности. · Закон спроса объясняется действием закона убывающей предельной полезности. |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные положения теории поведения потребителя |
· Множественность видов потребления: каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ. · Ненасыщенность: потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг. Предельная полезность всех экономических благ положительна. · Транзитивность: вкус потребителей постоянен и в определенной степени согласован (если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С. · Субституция: потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута. · Убывающая предельная полезность: предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель. |
Условия равновесия потребителя |
¨ Второй закон Г.Госсена: потребительское равновесие достигается тогда, когда отношения предельных полезностей отдельных благ к их ценам равны: ¨ Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). ¨ Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую полезность. ¨ Предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. |
___________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
2. Эффект замещения и эффект дохода |
· Поведение потребителя и нисходящую кривую спроса объясняют также с помощью эффектов замещения и дохода. ¨ Эффект замещения: потребители покупают большее количество того товара, цена которого падает, т.е. дорогой товар замещается дешевым и та доля увеличения спроса на подешевевший товар, которая вызвана замещением этим более дешевым товаром остальных, ставших в новых условиях сравнительно более дорогими, называется эффектом замещения изменения в ценах. · Для исследования эффекта дохода необходимо определить понятия реального и номинального дохода. § Номинальный – доход в ценах, по которым фактически заключаются сделки. § Реальный – доход, скорректированный с учетом влияния изменения цен. ¨ Эффект дохода: та доля изменения величины спроса на подешевевший товар, которая вызвана соответствующим увеличением реального дохода, называется эффектом дохода от изменения цены. |
Воздействие эффектов дохода и замещения на кривую спроса |
· Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, потребитель при снижении цены стремится купить больше нормального подешевевшего товара, и кривая спроса имеет отрицательный наклон. · Для низших товаров эффект дохода и эффект замещения вычитаются: § если низший товар занимает небольшую часть бюджета потребителя, при снижении цены эффект замещения будет сильнее эффекта дохода, и кривая спроса имеет обычный вид; § если низший товар занимает значительную часть бюджета потребителя, то кривая спроса будет иметь положительный наклон, т.е. при снижении цены эффект дохода перекроет эффект замещения, спрос снизится; при росте цены возрастет спрос на низший товар – такой товар называется товаром Гиффена. |
_________________________________________________________________________
________________________________________________
________________________
Вопросы для самоконтроля к разделу 2 "Поведение потребителя" |
1. Как полезность блага связана с его редкостью? 2. При каком условии потребительский выбор считается рациональным? 3. Как связаны закон спроса и закон убывающей предельной полезности? 4. Можно ли рассматривать выделенные Х.Лейбенстайном эффекты как нерациональное потребительское поведение? 5. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров? В чем состоит парадокс Р.Гиффена? |
___________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля к разделу 2 "Поведение потребителя"
Задание. Оценка взаимосвязи между спросом и
доходом по группам товаров
Используя теоретический материал из раздела 2, выявите, какое действие оказывает изменение реальных доходов покупателей на спрос, предъявляемый на товары и услуги, производимые Вашей организацией. На основании данного анализа определите, к какой категории (нормальных, низших или высших товаров) относятся Ваши товары и услуги. Какое значение это может иметь для деятельности Вашего предприятия?
Дополнительный материал