Монополистическая конкуренция. Монополистическая (несовершенная) конкуренция охватывает отрасли, состоящие из относительного большого числа фирм
Монополистическая (несовершенная) конкуренция охватывает отрасли, состоящие из относительного большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы.
Монополистическая конкуренция - такая рыночная модель, для которой характерно:
1)относительно большое число производителей, которые производят похожую, но не идентичную продукцию;
2)дифференцированный продукт, выступающий в форме:
Øтоваров, различающихся по своим физическим или качественным параметрам: например, одна из фирм, торгующих автомобилями, придает значение внутреннему дизайну, в то время как ее конкурент уделяет особое внимание качеству самого двигателя;
Øуслуг, связанных с продажей продукта (рекламы, торговых знаков): например, яркая реклама может убедить многих потребителей, что те или иные товары являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их известные заменители;
)имеет место контроль над ценами;
)относительно легкое вступление в отрасль..
Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако (и это черта, присущая монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку, относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п. Таким образом, дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой, так как на рынке присутствуют производители аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках наряду с мелкими и средними работают и достаточно крупные фирмы.
При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.
Э. Х. Чемберлин в работе «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости» (Москва, 1959) очень ярко подчеркивает особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая, какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта».
При монополистической конкуренции не достигаются не эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Отрасли с монополистической конкуренцией часто переполнены фирмами, которые действуют, не достигая оптимальной мощности. В условиях монополистической конкуренции допускаются незанятые ресурсы, или недогруженные производственные мощности. Типичными примерами служат многие виды мелких предприятий розничной торговли. Поэтому в долгосрочном периоде в условиях равновесия цена превышает как средние валовые издержки (Р > АТС), так и предельные издержки (Р > МС).
Олигополия и ее черты
Олигополия (от греч. oligos - мало, немного, poleo - продаю) как модель рынка представляет собой небольшое число фирм-производителей данного товара, которые действуют совместно, и вход в олигополию новых фирм ограничен высокими барьерами. Олигополия - это когда небольшое число крупных фирм производят основную долю продукции данной отрасли. Олигополия - это когда «много монополии и мало конкуренции».
Особенность олигополии - взаимозависимость решения фирмы по цене и объему производства.
Частным случаем олигополии является дуополия (это когда рынок разделен между двумя производителями).
Черты олигополии:
Первая черта олигополии заключается в немногочисленности фирм отрасли. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг - эта отрасль является олигополистической.
Вторая черта - производство стандартизированных или дифференцированных продуктов. Такие продукты, как сталь, цинк, медь, свинец, цемент и т.д. являются стандартизированными продуктами. Другие продукты, как автомобили, множество бытовых электрических приборов, компьютеры и т.д. являются дифференцированными. Различают два основных типа олигополии: стандартизированную и дифференцированную. К первому типу относятся фирмы, производящие однородный товар (нефть, сталь), ко второму - дифференцированную продукцию (автомобили, станки). В развитых странах примером олигополии может быть автомобильная, сталелитейная промышленность, производство алюминия.
Третья черта - наличие барьеров для вступления в отрасль. Такими барьерами в олигополистической отрасли являются эффекты масштаба и низких цен.
1.Эффект масштаба означает, что в условиях олигополии могут выжить только крупные фирмы. Эффективность требует, чтобы фирма контролировала большую долю совокупного рынка. Реализация эффекта масштаба предполагает, что число конкурирующих фирм производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния. Например, в автомобильной промышленности США в 80-ые г.г. XX века минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год.
.Эффект низких издержек означает, что в условиях олигополии, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, вновь выступающие фирмы должны быть крупными производителями. Например, чтобы сейчас вступить в автомобильную отрасль США потребуется вложить только в машины и оборудование миллиарды долларов. На практике эффекты масштаба и издержек являются труднопреодолимыми барьерами для вступления в отрасль.
Но это не единственные барьеры для вхождения в олигополистическую отрасль. Существуют и другие барьеры для вступления в отрасль. Одна из них может быть связана с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа «Кодак», «Ксерокс». На протяжении всего срока действия патента (в США - 17 лет) фирма надежно защищена от внутренней конкуренции.
Четвертой чертой олигополии является эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные причины: объединение двух или более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба или боле низких издержек производства, или то и другое вместе. Кроме автомобильной промышленности можно привести примеры и других отраслей промышленности США (производство пылесосов, холодильников), для которых характерна высокая степень централизации производства. Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары, так и дифференцированные.
Пятой чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия конкурентов. Ситуация, с которой сталкиваются олигополистические производители, напоминает положение участников таких игр, как покер, шахматы. Олигополия представляет собой боле сложную хозяйственную ситуацию на рынке. Каждый монополист должен учитывать поведение как потребителей своей продукции, так и конкурентов, ответная реакция которых на его действия может быть неоднозначной. Олигополисты стремятся получить больше прибыли, впрочем, данное стремление свойственно всем фирмам в рыночной экономике.
Роль неценовой конкуренции:
Конкуренция на олигополистическом рынке в основном неценовая. Она ориентирована на рекламу, фасон, стиль и т.д., повышающие интерес к продукту и не связанные с повышением цены.
Олигополии делают упор на неценовую конкуренцию. И вот почему: считается, что благодаря неценовой конкуренции могут получены более долговременные преимущества пред конкурентами, потому что изменения продукта, новая технология и удачная реклама не могут быть так просто и полно дублированы, как снижения цен. В ряде западных стран открытые соглашения не являются противозаконными. Примером может служить картель стали в Европе или ОПЕК в большинстве нефтедобывающих стран мира. Они открыто встречаются, обсуждают свои проблемы и приходят к соглашению относительно цены, количества выпускаемой продукции и других проблем. Поэтому олигополистический рынок был и остается центром противоречий между свободным рынком и философией централизованно спланированной экономики.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Совершенная конкуренция (чистая) - ситуация на рынке, при которой между собой сталкивается множество производителей однотипных товаров, причем ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, чтобы иметь возможность навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.
Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции.
Экономисты часто называют такую конкуренцию совершенной, поскольку она развивается без всяких ограничений, а рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок покупателей и продавцов, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия).
Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:
1.Очень большое число независимо действующих продавцов. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, рынок иностранных валют.
2.Стандартизированная (однородная) продукция. Отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы и сбыта.
3.Незначительный контроль над ценой. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Конкурентная фирма не может оказывать влияние на рыночную цену, она может только с ней согласиться.
4.Свободное вступление и выход из отрасли. В условиях совершенной конкуренции не существует законодательных, технологических, финансовых и других мер, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
Соблюдение всех этих черт обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.