Рыночное предложение, факторы его определяющие. Взаимодействие предложения и цены. Эластичность предложения
Предложение (supply)– это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке.
Величина спроса - максимальное количество блага, которое покупатель готов приобрести за определенную цену.
Величина/объем предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы.
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемых товаров называется - закон предложения.
P S Q Рис. Кривая предложения. | P 50 C 20 B 10 A 0 Q 5 10 15 Рис. Зависимость объема пр-ва от цены. |
Однако кроме цены существуют и другие факторы, оказывающие влияние на предложение, - так называемые неценовые детерминанты предложения:
- цены на взаимозаменяемые товары;
- цены на ресурсы (Pr);
- изменение технологии (K);
- ожидания относительно значимых для продавцов переменных (E);
-изменения количества продавцов-производителей (N);
- налоги(T);
- субсидии (S);
- внешние/природные условия (B);
Функция предложения: QS = f (P, Pr, K, E, N, T, S, B)
P S1 S S1 Q Рис. Функция предложения. |
В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.
Цена(price)–это денежное выражение стоимости товара и услуг.
//Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.
//К установлению цен имеется два подхода:
- рыночный (конъюнктура рынка);
- затратный/производственный (издержки производства).
Функции цены:
ü учетная функция (отражает объективно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции);
ü распределительная (перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, социальными группами населения;
ü балансирования спроса и предложения (осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом);
ü стимулирующая (ускорение развития НТП, улучшение качества продукции, увеличение его выпуска).
«Конкуренция»(лат. «concurrere») означает - соперничать, сталкиваться.
Функционирование рынка обеспечивается через механизм конкуренции, без нее невозможно само существование рынка, его постоянное развитие.
Основные условия существования рынка являются одновременно и условиями функционирования механизма рыночной конкуренции. К ним относятся:
1) независимость экономических субъектов, предполагающая их правомочность в заключение сделок и распоряжение своими доходами;
2) возможность для продавцов и покупателей свободного выбора контрагентов;
3) право субъектов рынка самим определять цены на свои товары и услуги в зависимости от спроса и предложения и др.
Без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы.
Функций конкуренции:
1) Регулирующая функция;
2)Аллокационная функция;
3) Инновационная функция;
4) Распределительная функция;
5) Адаптационная функция;
6) Контролирующая функция.
Виды конкуренции:
1. Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между предприятиями, занятыми производством и реализацией одинаковой, либо взаимозаменяемой продукции, за наиболее выгодные условия сбыта, за получение максимальной прибыли.
2. Межотраслевая конкуренция - соперничество между предприятиями, функционирующими в разных отраслях, за наиболее прибыльное приложение капитала.