Самостоятельная работа обучающегося в процессе подготовки к семинарам и практическим занятиям

Семинар (в переводе с латинского «рассадник») является одной из форм занятий по какому-нибудь предмету, он логическое продолжение работы, начатой на лекции. Если лекция закладывает основы научных знаний, дает обучающемуся возможность усвоить их в обобщенной форме, то семинары и практические занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают овладеть ими на более высоком уровне репродукции и трансформации. Эти формы учебного процесса способствуют закреплению умений и навыков внеаудиторной работы, полученных в процессе работы над лекцией.

Семинар – групповое занятие. Назначение его состоит в углубленном изучении конкретной дисциплины. Он развивает творческую самостоятельность обучающихся, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью, содействуя выработке практических навыков работы. Вместе с тем семинары являются также средством контроля над результатами внеаудиторной работы обучающихся, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов.

Участие в групповых занятиях расширяет общий, профессиональный и культурный кругозор обучающихся. Семинары – популярная форма организации учебного процесса, однако подготовка к ним является для обучающихся наиболее сложным видом внеаудиторной работы.

Форма проведения семинара объявляется обучающимся заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре. В ответах обучающиеся должны продемонстрировать самостоятельность суждений, творческое отношение к содержанию освещаемого вопроса. Выступления обучающихся должны быть литературно грамотными и отражать их индивидуальность.

Готовиться к ответам на семинарских занятиях всегда нужно заранее. Подготовка к семинарским занятиям включает в себя следующее:

обязательно ознакомиться с планом семинарского занятия;

изучить конспекты лекций, соответствующие разделы учебника, учебного пособия, содержание рекомендованных нормативных правовых актов;

нужно изучить дополнительную литературу по теме семинара, делая при этом необходимые выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинарских занятиях;

нужно постараться сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

следует записывать возникшие во время внеаудиторной работы с учебниками и научной литературы вопросы, чтобы затем на семинарском занятии получить на них ответы;

при возникновении затруднений следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Если семинарское занятие подразумевает ответы обучающегося по определенным вопросам, необходимо составить развернутые планы ответов по каждому вопросу семинарского занятия. Примерное время ответов: 5 - 8 минут. В этом случае участие обучающегося в работе на семинарском занятии состоит в следующем:

выступление с докладом, сообщением, ответом по определенному вопросу плана занятия;

участие в обсуждении остальных вопросов и ответов плана семинара;

ведение записей наиболее важных положений из ответов.

Для того чтобы семинарские и практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что различного рода обсуждения и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях обучающийся не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если обучающийся видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.

Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Наши рекомендации