Истоки ускорения развития науки и революция в естествознании.
Характеристика территории Канады.
Канада, объединенная страна Северной Америки, ограниченной на севере Северным Ледовитым океаном; на северо-востоке Баффиновым заливом и Проливом Дейвиса, которые отделяют это от Острова Гренландия; на востоке Атлантическим океаном; на юге Соединенными Штатами; и на западе Тихим океаном и Аляской. Это было прежде известно как Доминион Канады. Занимая всю Северную Америку к северу от совпадающих Соединенных Штатов, кроме Аляски, Острова Гренландия, Острова Святого Пирра, и Островов Miquelon, Канада - всемирная вторая по величине страна, превзойденная в размере только Россией. Это включает много островов, особенно Канадский Арктический архипелаг (Канадский Арктический архипелаг) в Северном Ледовитом океане. Среди больших членов этой группы, которая в совокупной области является приблизительно 1 424 500 кв. км, являются Baffin, Викторией, Ellesmere, Банками, Девоном, Аксель-Хейбергом, и Мелвилль окружает. Мыс Колумбия, мыс Острова Элсмир, является самым северным пунктом Канады; самый южный пункт страны - Средний Остров в Озере Эри. Самые восточные и самые западные пределы находится на Копье Мыса, Ньюфаундленда, совпадающей с частью Аляскинской-юконской границы. Канада имеет полную область 9 970 610 кв. км, из которых 755 180 кв. км покрыты пресной воды, реками и озерами, включая те части Великих озер под канадской юрисдикцией.
Хоть большая часть территории Канады и занята заросшими хвойными лесами и озерами, в стране имеются равнины, горные массивы и даже пустыня. Часть провинции Альберта, Саскачеван и Манитобу покрыты Великой Равниной. Сегодня здесь располагаются главные сельскохозяйственные угодья. Запад Канады известен Скалистыми Горами, а восток – Ниагарским Водопадом, Канадским Щитом, древним гористым регионом, который был образован 2,5 миллиардов лет тому назад и покрывает большую территорию севера Канады. Арктический регион представлен только тундрой, на севере разбивается на небольшие острова, круглый год покрытые льдом.
Столица страны Оттава. Из крупнейших городов, а также культурных и экономических центров, можно выделить Монреаль, Калгари, Торонто и Ванкувер.
Канада - это государство технически и промышленно развитое, а также обладает многоотраслевой экономикой, которая базируется на торговле (большее количество импорта идёт в США), этому также способствуют различные торговые договоры (канадско-американское соглашение о свободной торговле, автомобильный договор и североамериканское соглашение о свободной торговле) и природные ресурсы.
Наука в Канаде в ХХ веке.
На рубеже нынешнего века в экономически стабильной Канады сделан серьезный поворот - к построению инновационного общества, основанном на высоком образовательном уровне и знаниях, позволяющим реализовать более высокие темпы развития страны, его качественных показателей за счет внедрения этих знаний в жизнь. Канада стала на путь принципиального изменения своей образовательной и научно-технической политики, имеющей целью охватить все общественные структуры, формирование нового инновационного потенциала. Речь, фактически, идет об изменении ценностных ориентиров канадского общества, о потенциальных путях его развития, о создании такой экономики, которая в зарубежной научной литературе получила название "экономики, основанной на знаниях".
В своем движении к инновационному обществу Канада опирается и на те значительные заделы, которые были совершены канадской наукой в самых различных областях. А Канада, надо сказать, имеет весьма примечательную историю и в мировой науке. Так, среди нобелевских лауреатов из Канады широко известно имя Сэра Фредерика Бантенга из г.Аллистон (провинция Онтарио), который через многочисленные опыты и неудачи пришел в начале 20-ых годов к открытию инсулина, возвращающего к нормальной жизни миллионы больных сахарным диабетом. Канадским лауреатом престижной международной премии является и Уильям Ослер, который на рубеже 19 и 20-го веков сделал особый вклад в борьбу с пневмонией, тифом и рядом других опасных заболеваний.
Среди нобелевских лауреатов из Канады:
- химики: Сидней Олтман, Генри Тоб, Герхард Херцберг, Рудольф Маркус, Джон Поляный, Микаел Смит;
- медики: Фредерик Бантинг, Дэвид Хьюбел, Чарльз Хаггинс;
- физики: Артур Шалоу, Ричард Тейлор и Бертрам Брокхауз.
В канадских университетах трудились и другие лауреаты Нобелевской премии - химик Уильям Джиок, медик Андрю Шолли, литератор Саул Биллоу.
Истоки ускорения развития науки и революция в естествознании.
В XIX веке для удвоения объема научных знаний в среднем требовалось около 50 лет. На протяжении XX века этот срок сократился в 10 раз - до 5 лет. Подобное ускорение темпов прироста научных знаний объясняется многими причинами. Применительно к первым десятилетиям нового столетия выделяется, как минимум, четыре основных причины:
1) наука на протяжении прошедших веков накопила огромный фактический, эмпирический материал, результаты наблюдений, экспериментов многих поколений ученых. Это и подготовило почву для качественного скачка в осмыслении природных процессов. В этом смысле научно-технический прогресс XX века был подготовлен всем предыдущим ходом истории цивилизации.
2) в прошлом естествоиспытатели работали изолированно, нередко дублировали разработки друг друга, узнавали об открытиях коллег с опозданием на годы, если не на десятилетия. С развитием транспорта, связи уже в прошлом веке академическая наука стала, если не по форме, то по сути интернациональной. Ученые, работающие над сходными проблемами, получили возможность использовать плоды научной мысли коллег, дополняя и развивая их идеи, непосредственно обсуждая с ними рождающиеся гипотезы.
3) важным источником приращения знаний стала междисциплинарная интеграция, исследования на стыке наук, грани между которыми ранее казались незыблемыми. Так, с развитием химии она стала изучать физические аспекты химических процессов, химию органической жизни. Возникли новые научные дисциплины - физическая химия, биохимия и так далее. Соответственно, научные прорывы на одном направлении знаний вызывали цепную реакцию открытий в смежных областях.
4) научный прогресс, связанный с приращением научных знаний, сблизился с техническим прогрессом, проявляющимся в совершенствовании орудий труда, выпускаемой продукции, появлении качественно новых их видов. В прошлом, в XVII—XVIII веках, технический прогресс обеспечивался за счет усилий практиков, изобретателей-одиночек, вносивших усовершенствования в то или иное оборудование. На тысячи малозначительных улучшений приходились одно-два открытия, создававшие действительно что-то качественно новое. Эти открытия нередко утрачивались со смертью изобретателя или становились производственным секретом одной семьи или мануфактурного цеха. Академическая наука, как правило, считала обращение к проблемам практики стоящим ниже своего достоинства. В лучшем случае, она с большим опозданием, теоретически объясняла полученные практиками результаты. В итоге, между появлением принципиальной возможности создания технических новшеств и их массовым внедрением в производство проходило очень долгое время. Так, чтобы теоретическое знание воплотилось в создание паровой машины, потребовалось около ста лет; фотографии - 113 лет; цемента - 88 лет. Лишь к концу XIX века наука все чаще начинает обращаться к экспериментам, требуя от практиков новые измерительные приборы, оборудование. В свою очередь, результаты экспериментов (особенно в области химии, электротехники), опытные образцы машин, приборов начинают использоваться в производстве.
Революция в естествознании.
Самым наглядным доказательством практического, прикладного значения теоретических знаний явилось овладение ядерной энергией.
На рубеже XIX—XX веков в основе научных представлений лежали материалистические и механистические воззрения. Атомы считались неделимыми и неразрушимыми кирпичиками мироздания. Вселенная, казалось, подчиняется классическим ньютоновским законам движения, сохранения энергии. Теоретически считалось возможным математически подсчитать все и вся.