Истоки и этапы развития педагогики как науки

Педагогика — слово греческого происхождения, букваль­но оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими цен­ностями Византии и других стран.

Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи на­копленного опыта и оптимальной подготовки подрастаю­щего поколения к жизни и деятельности.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам чешского педагога Яна Амоса Ко­нского (1592—1670). Его основные идеи изложены в книге «Великая дидактика», которая получила мировое признание.

В Европе слово «дидактика» (от греч. didaktikos — по­учающий, didasko — изучающий) первоначально появи­лось в Германии. С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохнму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.

Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей пе­дагогики.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII в. привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов (первые появились в Германии). Таким образом, наука «Педагоги­ка» сформировалась в качестве учебной дисциплины.

На протяжении столетий педагогика развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления до­школьной и школьной педагогики. Профессиональная пе­дагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Практика в широком смысле понимается как деятель­ность людей, обеспечивающая развитие общества. Педаго­гическая практика как один из видов общей структуры активности человека носит «деятельностный» характер.

Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность. Непрофессиональная харак­теризуется тем, что человек, не осознавая педагогической проблемы или задачи, в конкретной ситуации действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого. Какие проблемы и задачи называют педагоги­ческими? Например, ребенок плохо учится, грубит. Педагог Должен изменить его отношение к учебе и сделать так, чтобы ребенок не грубил учителю, родителям, товарищам. Ребе­нок попал под влияние «дурной» компании. Кто и как поможет ему избавиться от этого влияния? Такие педагогические проблемы, ситуации и задачи встречаются в жизни постоянно.

Лекция 2. Конструирование педагогических технологий

В нашем понимании инновация означает новшество, новизну изменения. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили важность коренного обнов­ления системы образования методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использо­вание педагогических новшеств, выступает средством об­новления образовательной политики.

Во-вторых, гуманитаризация содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоян­ного поиска различных организационных форм и техноло­гий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, характер отношения учителей к самому фак­ту освоения и применения педагогических новшеств, са­мостоятельному выбору новых программ, учебников, ис­пользованию различных приемов и способов педагогичес­кой деятельности приобретает все более избирательную, исследовательскую направленность. Именно поэтому важ­ное место в работе руководителей школ, органов управле­ния образованием занимают анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, со­здают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Наши рекомендации