Методы экономической науки.
Тема 1. Введение в экономику
Зарождение и развитие экономической науки.
1.Меркантилизм (ХУ1-ХУ111 в.в.). Представители этой школы Томас Мен, Антуан де Монкретьен считали, что:
· главное богатство общества - это деньги (золото и серебро);
· источник богатства - сфера обращения (торговля и денежный оборот);
· богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.
2. Учение физиократов (18век). Представители этой школы Франсуа Кенэ, Анн Тюрго, Виктор Мирабо считали, что
· истинным богатством общества является продукт, произведённый в сельском хозяйстве;
· прирост богатства проистекает из процесса производства, а не обращения.
3. Классическая капиталистическая экономия (17-19 век). Представители Адам Смит, Давид Рикардо, Уильям Петти установили, что
· богатство общества создаётся в сфере материального производства во всех его отраслях, а не в сфере обращения;
· главный источник богатства - труд;
· труд есть основа и мера ценности всех товаров.
4.Марксизм (с середины Х1Х века). К.Маркс
· завершил создание теории стоимости и создал теорию прибавочной стоимости;
· открыл закон стоимости;
· разработал теорию воспроизводства и экономических кризисов;
· открыл экономические законы капиталистического производства.
5. Неоклассическое направление (с конца Х1Х века). Альфред Маршалл утверждал, что
· рыночная система способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия;
· государство создаёт благоприятные условия для функционирования рынка.
6. Кейнсианство (с 30-х годов ХХ века). Джон Кейнс считал, что
· государство должно активно регулировать экономику;
· государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, обеспечивать высокую занятость и рост производства.
7. Монетаризм (с 70-х годов ХХ века). Милтон Фридмен.
· Главный способ воздействия на экономику - это государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки и таможенные тарифы.
8. Институционализм (Х1Х-ХХ века). Торстейн Веблен и др.
· Основное внимание уделяет роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений. Институты (семьи, партии, профсоюзы, государственные структуры).
Методы экономической науки.
Метод буквально означает способ или приём познания объективной реальности. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.
1. Диалектический метод - нацеливает на выявление причинно-следственных связей и внутренних противоречий , которые являются источником и движущей силой развития природы, общества и мышления.
2. Исторический метод предполагает - анализ экономических отношений и процессов в их исторической последовательности. Его недостаток - наличие исторических случайностей, нарушающих логику развития экономических процессов и явлений.
3. Логический метод - устанавливает законы и формы правильного мышления. Освобождает исследуемые экономические процессы от исторической формы и мешающих случайностей.
4.Позитивный - предполагает изучение экономики на основе фактов, событий и процессов и установления связи между ними.
5.Нормативный - предполагает выработку экономической политики, рациональных решений, правил хозяйственного поведения.
6. Метод научной абстракции предполагает мысленное отвлечение (абстрагирование) в процессе познания от несущественных сторон в исследуемых экономических процессах и явлениях, и выделение в них существенного, типичного, постоянно повторяющегося. В результате абстрагирования выводятся экономические категории и законы.
7. Метод анализа и синтеза. Метод анализа состоит в мысленном разложении изучаемого явления на составные части и исследование каждой из них в отдельности. Метод синтеза предполагает мысленное воссоздание целого из его частей и исследование их во взаимосвязи и взаимодействии целостности и единстве.
8. Метод индукции и дедукции. Метод индукции (наведения) обеспечивает переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Метод дедукции (выведения) делает возможным переход от общих выводов и положений к относительно частным.