Индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru

           
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru

       
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru

TR   TR max   Р,МR,АR   P,MR,AR
TR     P1
      P2 P(AR)
  o TR P,MR,AR   MR
0 Q1 0 Q 0 Q1 Q2 Q
Q Q    
TR = f(Q) TR = f(Q,P) P = MR = AR MR < P; Р=AR
фирма не имеет фирма может воз- цена для фирмы не Фирма может влиять на
возможности действовать на зависит от объема цену, поэтому линия АR
воздействовать цену: чтобы про- продаж, поэтому имеет нисходящий вид
на цену. Цена для дать больше про- предельный и и характеризует спрос.
неё – заданная дукта, она выну- средний доход рав- Пока (ED >1), фирма
величина, а сово- ждена снижать ны цене. может снижать (Р) и
купный доход цену, совокупный Линия AR одно- увеличивать (Q); когда
зависит только от доход зависит от временно является (ED< 1), снижение (Р)
объема продаж. объёма производ- кривой спроса на ведёт к падению TR.
  ства и динамики продукцию фирмы, Чтобы продать допол-
  цен. характеризующейся нительную единицу,
    совершенной эла- фирма вынуждена сни-
    стичностью жать цену не только на
    (ED= +∞). предельную единицу, но
      и на все предыдущие,
      покрывая за счёт цены
      дополнительной едини-
      цы продукции потери от
      снижения цен преды-
      дущих единиц. Поэтому
      линия МR всегда ниже
      линии AR
      Когда МR=0, то ТRmax.

Рисунок 26. Показатели дохода (выручки) фирмы

*Конкурентная фирма – фирма, функционирующая в условиях совершен- ной конкуренции.

**Неконкурентная фирма – фирма, функционирующая в условиях несо- вершенной конкуренции

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru Прибыль фирмы, как отмечалось ранее, представляет собой финансовый результат деятельности фирмы, рассчитываемый как разница между совокуп- ной выручкой и совокупными издержками. Виды прибыли представлены на ри- сунке 27.

       
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru

           
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru

прибыль, полу- ченная от реали- зации всей про- дукции фирмы
прибыль, получен- ная в расчёте на еди- ницу проданного продукта
прирост совокупной прибыли от дополни- тельно проданной единицы продукта
Рисунок 27. Показатели прибыли фирмы

В микроэкономике в качестве цели фирм постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что наибо- лее точно отображает, с одной стороны, предпринимательскую мотивацию, а с другой – задачу конкурентного взаимодействия фирм. Данный подход исполь- зуется для моделирования поведения фирм.

Принцип максимизации прибыли– это способ определения объёма выпуска фирмы, который обеспечит ей получение максимальной прибыли при данных цене продукта и издержках его производства.

Существуют два способа анализа максимизации прибыли, один основан на сопоставлении совокупной выручки (TR ) и совокупных издержек (ТС), а другой состоит в сопоставлении предельной выручки (МR ) и предельных из- держек (МС).

Максимальная величина прибыли будет получена, если дополнительно реализованная единица продукции (∆Q) не даст приращения прибыли (∆PR), т.е. при выполнении условия: ∆PR /∆Q = 0. ∆PR /∆Q =∆ТR /∆Q – ∆ТС /∆Q =0

Известно, что РR =TR – ТС, значит, максимальная величина прибыли бу- дет получена при таком объеме выпуска, при котором совокупная выручка пре- вышает совокупные издержки производства на наибольшую величину.

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru

   
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru
 
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru
 
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru
индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 7 страница - student2.ru

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
Спосо- бы ана- лиза   сопоставление величин совокупного дохода (TR) и совокупных издержек (TC)   сопоставление величин предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC)
Условие РRmax = (TR – TC)max РRmax при MC = MR
опреде-  
ления   фирма максимизирует прибыль при таком объеме выпуска (Qopt), при котором совокупный доход превышает совокупные издержки на наибольшую величину   фирма максимизирует прибыль при та- ком объеме выпуска (Qopt), для которо- го предельный доход равен предельным издержкам
опти-
мально-
го объ-
ема вы-
пуска
Графи-   ТС неконкурентная фирма ТR TRmax AR MR MC MC TR AR   0 Q1 Q2 MR Q РR PRmax   0 Q1 Q2 Q Условие MR=MC если объём выпуска равен Q1, прибыль достигает макси- мального значения.   конкурентная фирма TR TR MR MC AR ATC     MR=AR=P 0 Q1 Q PR PRmax   0 Q1 Q Условие MR=MC если объём выпус- ка равен Q1, прибыль достигает макси- мального значения.
ческая B  
интер-    
прета- ЕК  
ция Ф  
    ЕАС  
  0 Q1 Q2Q3 Q4(opt) Q5Q6Q
Фирма, имея объемы выпуска: – от Q3 до Q5: получает прибыль, т.к TR □ТС; – равный Q4: получает максимальную при- быль, т.к. (TR – TC)max, Q4 – оптимальный объем, – площадь фигуры = величине прибыли – равный Q3 или Q5: имеет нулевую прибыль, т.к. TR =ТС, точки А и В – точки безубыточно- сти; – (от 0 до Q3) и (от Q5 до +∞): несет убытки, т.к. TR < ТС, величина убытка = ТС– TR – от 0 до Q1: должна прекратить производст- во, т.к. убытки больше величины постоянных издержек (ТС– TR) □ TFC; – равный Q1: несет максимальные убытки, т.к. (ТС– TR) max,а так же ((ТС– TR) □ TFC) max – равный Q2:находится в состоянии безразли- чия, т.к. убытки фирмы равны постоянным из- держкам (ТС– TR) = TFC, ей «всё равно» производить или закрыться; – от Q2 до Q3:минимизирует убытки, т.к. убытки меньше величины постоянных издер- жек, (ТС– TR) < TFC, то для фирмы осуще- ствлять производство менее убыточно, чем за- крыться.*

Рисунок 28. Условия максимизации прибыли в краткосрочном периоде

*Для конкурентной фирмы функция TR совпадает с биссектрисой угла от нача- ла координат.

Известно, что ∆ТR /∆Q = МR, а ∆ТС /∆Q = МС, значит прибыль максимизируется при условии равенства предельного дохода предельным издержкам (Рисунок 28).

Вопросы для самопроверки

ские?

1. В чём смысл классификации издержек на экономические и бухгалтер-

2. Что такое нормальная прибыль? Может ли она рассматриваться как

компенсация за риск владельца фирмы?

3. В чём различия между кратковременным и долговременным периодами функционирования фирм?

4. Как соотносятся технологический прогресс и закон убывающей произ- водительности?

5. Почему принятие решения о привлечении дополнительных факторов обусловлено значениями предельного, а не среднего продукта?

6. Может ли отрицательный эффект масштаба быть выгодным фирме? Аргументируйте свой ответ.

7. В чём суть различий между законом убывающей отдачи и убывающим эффектом масштаба? Какие причины их обуславливают?

8. Изобразите кривую средних издержек (АТС) и средних переменных издержек (AVC). Подробно объясните, чему равно расстояние по вертикали между этими двумя кривыми при любом заданном объеме выпуска продукции.

9. Почему для U-образных кривых минимальные значения средних и средних переменных издержек достигаются при разных объёмах выпуска?

10. В чём смысл «принципа максимизации прибыли» в микроэкономике?

Тесты

Наши рекомендации