Понятие муниципального хозяйства. Состав и границы муниципальной собственности. Группы муниципальной собственности
Тема 1. Становление муниципального сектора в экономике России. Процесс муниципализации
Понятие муниципального хозяйства. Состав и границы муниципальной собственности. Группы муниципальной собственности
Муниципальная экономическая политика представляет собой уменьшенную модель экономической политики государства и включает в себя две основные функции власти: хозяйственную и регулирующую. Главной из них является хозяйственная, состоящая в обеспечении бесперебойного функционирования всей муниципальной инфраструктуры, а также оказывающая огромное регулирующее влияние на местное хозяйство.
Город является сложной системой. В настоящее время экономической основой, на которой базируется и развивается эта система, является муниципальная собственность, прежде всего – недвижимость.
Город надо рассматривать как цельную социально-экономическую структуру, которая включает в себя не только муниципальную собственность, но и хозяйствующие субъекты других форм собственности, а также принадлежащие им ресурсы.
Поэтому муниципальный сектор городского хозяйства не тождественен местному хозяйственному комплексу, он представляет собой совокупность ресурсов хозяйствующих субъектов и их инфраструктуры, относящихся к муниципальной собственности, и является частью местного хозяйства.
Граница между ними определяется принципом необходимости сочетания экономической эффективности и социальной ответственности.
Основные критерии, определяющие состав и границы муниципального сектора городского хозяйства:
а) обеспечение повседневной жизнедеятельности города как единой системы;
б) формирование и поддержка системы социальных гарантий;
в) реализация финансовых интересов города как собственника.
Муниципальный сектор городского хозяйства – совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.
Согласно этим критериям формируется необходимый состав муниципальной собственности:
- сфера социальной защиты населения;
- жилищно-коммунальное хозяйство и его коммуникации;
- транспорт;
- торговля, бытовое обслуживание, общественное питание;
- строительство.
Всё это, в порядке убывания муниципальной доли в соответствующей отрасли, составляет муниципальную собственность.
Сфера социальной защиты и жилищно-коммунальное хозяйство – единственные в этом перечне, получившие достаточное наполнение. К этому уровню приближается транспортная отрасль. Что же касается остальных – они в большинстве случаев находятся на пределе низкого участия муниципалитета.
Можно выделить четыре группы муниципальной собственности:
Группа 1 - сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунальное хозяйство, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании.
Группа 2 - транспорт и связь, включая в эту сферу любые транспортные услуги населению.
Группа 3 - торговля, бытовое обслуживание, общепит и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворённых в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент) частным сектором.
Для выполнения этой задачи достаточно минимального участия муниципалитета. Но перед этой сферой стоит важная задача – компенсировать возможные негативные последствия деятельности частного сектора в области ценообразования и ассортимента услуг и продукции: поддержание цен на определённом уровне и предотвращение “вымывания” малорентабельных услуг и продукции.
Группа 4 - Недвижимость, прежде всего земельные ресурсы.