Орядок предоставления назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности предусмотрен ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ)[8].

Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 12 Закона о КФХ орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом N 221-ФЗ.

В случае если подано два и более заявлений о предоставлении земельного участка, его предоставление осуществляется на торгах.

Кроме того, порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона об обороте земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 10 Закона об обороте).

Согласно п. 3 ст. 10 Закона об обороте организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Задача

Жительница с. Березовка Привалова приобрела в собственность земельный участок размером в 20 га для организации крестьянского хозяйства из специального фонда земель (фонда перераспределения): 5 га пашни, 10 га пойменных лугов и 5 га леса. На участке возле леса Привалова поставила 3 летних домика, которые сдает горожанам для отдыха в летний сезон с небольшими участками земли под возделывание овощных культур и земляники. Дачникам предоставлена также большая часть приобретенных лугов для отдыха. Пашню Привалова использует частично для выращивания картофеля и бахчевых культур, а частично – для выращивания цветов на продажу.

Глава администрации Березовского сельского совета предупредил Привалову о том, что земельный участок используется ею не по назначению и, если характер землепользования не будет изменен, то встанет вопрос об изъятии земли как используемой не по целевому назначению. В ответ Привалова заявила, что рассматривает письмо главы администрации как вмешательство в производственно-хозяйственную деятельность, а это запрещено Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», и что доходы от использования ее земли не только не меньше, а значительно больше, чем имели с этих земель прежние пользователи.

Правомерно ли предупреждение главы администрации и в каком порядке оно может быть реализовано?

Ответ.

Гражданка Привалова приобрела в собственность земельный участок из фонда перераспределения, в котором находятся земли для сельскохозяйственного производства (ст.80 ЗК РФ). Согласно п.1 ст.78 ЗК РФ Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Статья 42 ЗК РФ устанавливает, что и собственники земельных участков, и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым видом использования, причём способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Кроме того, собственники земельных участков должны своевременно приступать к использованию земельных участков.

Использование земельного участка по целевому назначению означает то, что участок должен использоваться в соответствии с изначально заданными целями – для сельскохозяйственного производства, жилищного строительства и т.д. Изменение целевого назначения земель допускается только после их перевода в иную категорию в порядке, установленном земельным законодательством. Даже если собственнику кажется, что он использует участок эффективнее, чем предполагалось изначально, это не обезопасит от принятия решения об изъятии данного участка.

В случае выявления компетентным органом факта неиспользования земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение срока, определённого федеральным законом, может последовать административная ответственность.

Согласно статье 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом,

- влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Если выяснится, что уже после наложения административного наказания ненадлежащее использование земельного участка продолжилось, то это существенное основание для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком (ч. 2 ст. 54 ЗК РФ).

По отношению к собственникам закон такой нормы не устанавливает. То есть формально привлечение к административной ответственности не является обязательной предпосылкой для принудительного прекращения. Конечно, это ущемляет права собственника по сравнению с лицами, владеющими участками на иных правах, но это так.

Порядок изъятия земельных участков у их собственников по установленным комментируемой статьёй основаниям определён статьёй 286 ГК РФ. Оно проходит следующие этапы:

заблаговременное предупреждение собственника земельного участка о допущенных нарушениях;

принятие уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения об изъятии земельного участка;

продажа соответствующего земельного участка с публичных торгов. Причём если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своём согласии исполнить это решение, земельный участок может быть сразу продан с публичных торгов.

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, то орган, принявший решение об изъятии участка, может реализовать свои полномочия только путём предъявления соответствующего требования о продаже участка в суд.

Заключение

Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что современные фермерские хозяйства, которые являются ведущими продуктивными силами аграрного сектора экономики, дают возможность крестьянину быть хозяином на земле и эффективно ее использовать.

Фермерство одна из наиболее перспективных организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства, более совершенный шаг на пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Право на создание КФХ субъективное право граждан России, которое может быть реализовано ими при определенных условиях, что непосредственно связано с гражданской и земельной дееспособностью. Необходимо отметить, что данные условия предопределены спецификой сельскохозяйственного труда, его ролью в развитии нормальных экономических отношений в обществе и государстве.

Крестьянское (фермерское) хозяйство как уже было отмечено ранее, относительно новый субъект аграрных правоотношений. Оно организуется по инициативе граждан, добровольно объединяемых для совместного сельскохозяйственного труда. Закон предусматривает, что земля для ведения крестьянского хозяйства передается в частную собственность, в том числе на условиях аренды.

Особенным для К(Ф)Х как субъекта аграрных правоотношений является процедура управления своими делами. Все производственные и вопросы в крестьянском хозяйстве решаются председателем, который является его учредителем. На имя главы хозяйства выдаются все документы, и он от своего имени решает все организационные вопросы: подписывает всю документацию, заключает договоры, представляет интересы хозяйства во всех государственных и юрисдикционных органах.

Список используемой литературы

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

2. Гражданский кодекс РФ (часть 2): Федеральный закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст.410.

3. Гражданский кодекс РФ (часть 1): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301.

4. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. - №52 (часть 1). – Ст.5276.

5. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ, 16.06.2003, N 24, ст. 2249

1. Гражданское право: в 3-хт. Т.3/ Отв. ред. А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой. М., 2012. С.504.

2. Иванцев Н.А. Основы поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в РФ // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 1-1 (56). С. 90-101.

3. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л.,1958. С347.

4. Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в России /Куатова А.А., Шайхутдинова Н.А. // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 47. С. 81-84.

5. Советское гражданское право: в 2-х т. Т.1/Отв. ред. В.Ф. Маслов и А.А. Пушкин. Киев, 1986. С.379-381

6. Сазонов С.Н., Сазонова Д.Д. Оценка эффективности использования производственно-технических ресурсов в фермерских хозяйствах//Вестник МичГАУ – 2014. – № 1. – С.96-103

7. Тагирова А.В. О некоторых проблемах гражданского законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах // Актуальные вопросы современной науки. 2016. № 2 (10). С. 68-74.

8. Туманова М.И. Тенденция развития фермерских хозяйств // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4-3. С. 129-130.

9. Чубуков Г.В., Погребной А.А. Крестьянин-фермер, хозяин и собственник// Государство и право. 2009. № 4 С.34.

[1] Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л.,1958. С347.

[2] Советское гражданское право: в 2-х т. Т.1/Отв. ред. В.Ф. Маслов и А.А. Пушкин. Киев, 1986. С.379-381

[3] Чубуков Г.В., Погребной А.А. Крестьянин-фермер, хозяин и собственник// Государство и право. 2009. № 4 С.34.

[4] Гражданское право: в 3-хт. Т.3/ Отв. ред. А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой. М., 2012. С.504.

[5] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58

[6] Боголюбов С.А. Экологическое право: Учеб. – М.: Норма: Инфра, 1998. – с. 117

[7] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ, 16.06.2003, N 24, ст. 2249

Наши рекомендации