Причины возникновения теневой экономики
Взаимосвязь теневой экономики с процессом глобализации
Глобализация в самом общем смысле этого слова предполагает уменьшение роли национальных границ и постепенное слияние национальных рынков в единое мировое рыночное пространство. Термин этот впервые введен в обращение в 80-е годы, однако идея о данном явлении появилась намного раньше. Хотя, конечно, по-настоящему процесс стирания границ между государствами стал развиваться в последние три десятилетия, когда благодаря революционным преобразованиям в области связи и транспорта возникли условия для применения людей и капиталов с колоссальной скоростью.
Глобализация экономики повышает, прежде всего, мобильность капитала, позволяя ему функционировать в наиболее выгодном для него режиме у всех субъектов хозяйствования ТНК, мелких и средних фирм, индивидуальных инвесторов. ТНК организуют разработку своих изделий в одной стране, изготовление в другой, продажу в третьей, что позволяет им добиваться минимизации издержек и максимизации прибыли. Безусловно, стоит отметить прямую взаимосвязь между распространением ТНК и развитием теневой экономики.
Теневая экономика в целом подрывает финансовую базу государства и сужает его возможности финансирования развития (включая развитие физической инфраструктуры, образования, науки, здравоохранения и сохранение окружающей среды), регулирования экономической деятельности и поддержания социального мира. Согласно оценке Министерства финансов РФ, в результате теневой экономической деятельности и ухода от налогов государство недополучает около 90 млрд долл. ежегодно в виде налогов.
Американский исследовательский центр Global Financial Integrity (GFI) оценивает потери России в результате нелегального вывоза капитала за период 1994–2011 гг. в 211,5 млрд долл., 135 млрд долл. из которых утекли из России благодаря неучтённым переводам.
По данным австрийского экономиста Ф. Шнайдера, во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП (валовый внутренний продукт), в странах с переходной экономикой — 23%, а в развивающихся странах — 39% ВВП.[4]
В «тени» находится сегодня, по разным оценкам, от 22 до 25% российской экономики. И, как показывают расчеты, вывод ее «на свет» может обеспечить рост производства более чем на 20%.
В некоторых страна СНГ масштабы теневой экономики весьма внушительны. В России, согласно исследованию Global Financial Integrity (GFI – американский мозговой центр), теневая экономика в 2011 г. достигла 46% ВВП. В годы кризиса теневая экономика стала вырастать во всех странах СНГ, достигнув беспрецедентных масштабов: 68% ВВП– в Грузии, 57% ВВП– на Украине, 50% ВВП– в Молдове и Беларуси, более 62% ВВП –в Азербайджане.
Причины возникновения теневой экономики
Необходимо отдельно остановиться на уровне развития теневой экономики в развивающихся странах:
В развивающихся странах, например, устойчивость неформальной экономики объясняется:
– недостаточным уровнем развития товарно-денежных отношений, социально-экономической инфраструктуры и институтов;
– избыточным предложением труда;
– низким экономическим ростом;
– неравенством доходов;
– коррупцией и неэффективностью государственного регулирования и др.
В той или иной мере эти факторы присутствуют практически во всех странах, однако в развивающихся странах сложившаяся их комбинация резко ограничивает возможности получения дохода значительной частью населения. В результате неформальная экономическая занятость становится, чуть ли не единственным реальным источником заработка для значительной массы рабочей силы.
Вместе с тем данные многочисленных исследований указывают на то, что основные причины развития неформальной экономики это:
1.ухудшение экономической ситуации,
2.свёртывание производственных мощностей,
3.рост налогового бремени и безработицы
4.падение уровня заработной платы,
Все это, в совокупности, как правило, ведёт к увеличению размеров неформальной экономики практически во всех группах стран, включая развитые.
Сужение возможностей получения устойчивых доходов часто сопровождается разрастанием криминальной экономики, являющейся компонентом теневой экономики. Стратегия выживания может привести молодых женщин и девушек в проституцию, а молодых безработных мужчин – в ряды наркоманов или наркоторговцев, не говоря уже о бандитских и террористических формированиях. Криминальные группировки, используя каналы международного обмена (торговля, миграция, туризм, транспортные и финансовые связи) и достижения науки и техники (в частности, Интернет), создают международные рынки криминальных товаров и услуг. Они пытаются оказывать влияние на общества и страны, в которых производят свои товары (например, наркотики) и/или в которых они создают свои криминальные снабженческо-сбытовые сети. В качестве примера можно привести Афганистан и Колумбию, превратившиеся в мировых поставщиков наркотиков, а с другой стороны, США и страны ЕС, ставшие важнейшими мировыми рынками сбыта наркотиков и живого товара.
Важно отметить сложившуюся к настоящему времени специализацию целой группы стран на производстве криминальных товаров и услуг. Характерно, что для многих из них криминальная экономика стала основой жизнеобеспечения: годовой объем производства наркотиков в Афганистане составляет 40 млрд. долларов; в «Золотом треугольнике», расположенном на границе Мьянмы, Лаоса и Таиланда, ежегодно производится 2600 тонн опиума-сырца, достаточного для выпуска 60% всего героина в мире; по оценкам МОТ, таиландский секс-бизнес приносит ежегодно от 22,5 до 27 млрд. долларов доходов.[5]
Экономики отдельных стран в буквальном смысле базируются на незаконном бизнесе – пиратстве, торговле наркотиками и оружием (к таким странам относятся Сомали, Нигерия, Колумбия, Афганистан), на нелегальном производстве контрафактной продукции (к ним относятся Китай, Россия, Украина). В развитых странах теневая экономическая деятельность характерна для индивидуального и малого бизнеса. В США, например, она пронизывает индустрию моды, где широко применяется труд нелегальных ми- грантов. В странах ЕС нелегальная экономическая деятельность присуща такому сегменту рынка труда, как самозанятые, и, как правило, начинает расти в ответ на увеличивающееся бремя налогов и/или спад спроса на рабочую силу и услуги.
Также нужно заметить заинтересованность финансовых кругов наиболее развитых стран в пополнении своих банковских активов за счет денег, полученных от реализации криминальных товаров и услуг и отмытых в оффшорах (по оценкам экспертов, примерно половина всех ежегодно отмываемых в мире грязных денег — от 500 млрд. до 1 трлн. долларов — проходит через американские банки). [6]
Криминальная экономика, как правило, требует высокой степени организации преступных организаций разного масштаба и различной степени стабильности. Общей тенденцией в последние годы является усиление транснационального характера организованной преступности, глобализация таких преступлений, как производство и сбыт наркотиков, оружия, торговля детьми и женщинами, человеческими органами. Глобализация создает благоприятные условия для интернационализации преступного мира, который не медлит с использованием предоставляющихся возможностей.