Методические рекомендации по изучению дисциплины
Чтобы полностью овладеть знаниями по данному курсу, Вам необходимо знать основы анализа и взаимодействия спроса и предложения; овладеть знаниями теории потребительского выбора и поведения потребителей; уметь анализировать деятельность предприятия по условиям совершенной и несовершенной конкуренции; быть способным проводить микроэкономический анализ предприятий на рынке факторов производства; усвоить теорию общественного сектора.
Добросовестная работа на семинарских занятиях поможет сформировать умение пользоваться инструментарием микроэкономического анализа и применять теоретические знания при решении экономических задач; быть способным самостоятельно оценивать конкретную ситуацию, разбираясь в существующих в экономике связях; понимать экономическое содержание и значение экономической информации, которая отображает деятельность локального экономического объекта и позволяет строить соответствующий прогноз на будущее. Одним из основных методов, используемых в микроэкономике, является моделирование, которое помогает исследовать экономические явления путем построения и анализа моделей (математических, графических). Поэтому при построении экономико-математических моделей необходимо опираться на знание предмета «Математика в экономике», уметь строить и «читать» графики», заполнять таблицы, решать задачи.Рассмотрение практически всех тем курса сопровождается математическими расчетами, следовательно, Вы должны знать обозначения и формулы и умело применять их на практических занятиях и при выполнении СРС. Опыт преподавания микроэкономики показал, что путь к ее пониманию лежит через применение теоретических вопросов к проблемным ситуациям экономической действительности. По этой причине многие задания для самостоятельного выполнения предполагают поиск необходимой информации в периодических изданиях и глобальной паутине. Динамизм экономических процессов диктует необходимость постоянного их мониторинга и отражения в материалах, с которыми Вы идете на лекционные и практические занятия, и сдаете в качестве самостоятельно выполненной работы. Особое внимание следует уделять законодательной и нормативно – правовой основе при анализе микроэкономических проблем. В целях адекватного отражения процесса изучения микроэкономики рекомендуется иметь тетрадь для записей основных положений лекций, обозначений и формул для использования на практических занятиях. Итоги выполнения заданий для самостоятельной подготовки целесообразно размещать на листах формата А – 4 в файловой папке с указанием темы и номера задания. Желаем успеха в освоении курса микроэкономики!
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС
Задание для СРС теме: Современная микроэкономика и ее методология
Образец таблицы для заполнения
ТАБЛИЦА 1- Основные экономические школы, базирующиеся на микроанализе.
№ | Название экономической школы | Представители экономической школы | Основная идея экономической школы |
Австрийская | |||
Американская | |||
Лозаннская | |||
Кембриджская |
Задания для СРС по теме «Механизм рыночной экономической системы»
ЗАДАЧА1 На основе данных таблицы 2 рассчитайте коэффициент эластичности спроса по доходу;
1. к какой группе товаров относится каждый из указанных в таблице товаров?
2. какие качества делают товар нормальным или неполноценным?
ТАБЛИЦА 2 - Изменение дохода и потребления товаров
Годы | Ежемесячный доход | Количество картофеля, потребляемого в месяц | Количество мяса, потребляемого в месяц |
1-ый | 1 000 д.е. | 15 кг | 6 кг |
2-ой | 1 500 д.е. | 10 кг | 9 кг |
Задание для СРС теме: «Теория издержек производства»
Заполните таблицу
Q | FC | VC | TC | AFC | AVC | ATC | MC |
Заполните таблицу
Q | AFC | VC | AC | MC | TC |
Задание для СРС теме: «Фирма в условиях монополистической конкуренции»
Ценовая дискриминация
Понятие ценовой дискриминации и трех ее видов (степеней) было введено в экономическую теорию английским экономистом Альфредом Пигу (1877-1959).
Ценовой дискриминациейназывается практика установления продавцами разных цен для разных покупателей или групп покупателей на однородное благо; при этом различия в ценах не связаны с издержками производства и доставки блага на рынок.
На практике мы ежедневно сталкиваемся с ценовой дискриминацией. Это всевозможные льготы для некоторых категорий граждан: транспортные, оплата жилья, посещение зрелищных учреждений и многое другое.
Для осуществления эффективной ценовой дискриминации необходимы три условия:
Во-первых, покупатели или группы покупателей должны быть сегментированы (взаимно разделены): необходима идентификация и разделение двух или нескольких покупателей или рынков, для того чтобы предотвратить практику перепродаж дешевых благ между покупателями.
Во-вторых, покупатели должны демонстрировать различнуюиндивидуальную ценовую эластичность спроса на благо при данном уровне цен.
В-третьих, на рынке должна отсутствовать ценовая конкуренция со стороны фирм- соперников, с тем, чтобы исключить изменение установленного монополией уровня цен.
Факторы сегментации покупателей:
1. Пространственные (продажа в городе и деревне, разных районах города и т.п.)
2. Временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и сезона).
3. Доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т. п. для разных
социальных групп).
4. Объем потребляемого блага (минимальная партия и т. п.).
5. Социальный статус потребителя (учащиеся, пенсионеры и т. п.).