Методические рекомендации по изучению дисциплины

Уважаемый студент!Современная микроэкономика изучает поведение и механизм принятия решений микросистемами (предприятие, фирма, область, домашнее хозяйство, рынок) в разных рыночных ситуациях.
Чтобы полностью овладеть знаниями по данному курсу, Вам необходимо знать основы анализа и взаимодействия спроса и предложения; овладеть знаниями теории потребительского выбора и поведения потребителей; уметь анализировать деятельность предприятия по условиям совершенной и несовершенной конкуренции; быть способным проводить микроэкономический анализ предприятий на рынке факторов производства; усвоить теорию общественного сектора.
Добросовестная работа на семинарских занятиях поможет сформировать умение пользоваться инструментарием микроэкономического анализа и применять теоретические знания при решении экономических задач; быть способным самостоятельно оценивать конкретную ситуацию, разбираясь в существующих в экономике связях; понимать экономическое содержание и значение экономической информации, которая отображает деятельность локального экономического объекта и позволяет строить соответствующий прогноз на будущее. Одним из основных методов, используемых в микроэкономике, является моделирование, которое помогает исследовать экономические явления путем построения и анализа моделей (математических, графических). Поэтому при построении экономико-математических моделей необходимо опираться на знание предмета «Математика в экономике», уметь строить и «читать» графики», заполнять таблицы, решать задачи.Рассмотрение практически всех тем курса сопровождается математическими расчетами, следовательно, Вы должны знать обозначения и формулы и умело применять их на практических занятиях и при выполнении СРС. Опыт преподавания микроэкономики показал, что путь к ее пониманию лежит через применение теоретических вопросов к проблемным ситуациям экономической действительности. По этой причине многие задания для самостоятельного выполнения предполагают поиск необходимой информации в периодических изданиях и глобальной паутине. Динамизм экономических процессов диктует необходимость постоянного их мониторинга и отражения в материалах, с которыми Вы идете на лекционные и практические занятия, и сдаете в качестве самостоятельно выполненной работы. Особое внимание следует уделять законодательной и нормативно – правовой основе при анализе микроэкономических проблем. В целях адекватного отражения процесса изучения микроэкономики рекомендуется иметь тетрадь для записей основных положений лекций, обозначений и формул для использования на практических занятиях. Итоги выполнения заданий для самостоятельной подготовки целесообразно размещать на листах формата А – 4 в файловой папке с указанием темы и номера задания. Желаем успеха в освоении курса микроэкономики!

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС

Задание для СРС теме: Современная микроэкономика и ее методология

Образец таблицы для заполнения

ТАБЛИЦА 1- Основные экономические школы, базирующиеся на микроанализе.

Название экономической школы Представители экономической школы Основная идея экономической школы
Австрийская    
Американская    
Лозаннская    
Кембриджская    

Задания для СРС по теме «Механизм рыночной экономической системы»

ЗАДАЧА1 На основе данных таблицы 2 рассчитайте коэффициент эластичности спроса по доходу;

1. к какой группе товаров относится каждый из указанных в таблице товаров?

2. какие качества делают товар нормальным или неполноценным?

ТАБЛИЦА 2 - Изменение дохода и потребления товаров

Годы Ежемесячный доход Количество картофеля, потребляемого в месяц Количество мяса, потребляемого в месяц
1-ый 1 000 д.е. 15 кг 6 кг
2-ой 1 500 д.е. 10 кг 9 кг

Задание для СРС теме: «Теория издержек производства»

Заполните таблицу

Q FC VC TC AFC AVC ATC MC
               
         
           
           
           
           
           
           
           

Заполните таблицу

Q AFC VC AC MC TC
       
       
       
     
       
     

Задание для СРС теме: «Фирма в условиях монополистической конкуренции»

Ценовая дискриминация

Понятие ценовой дискриминации и трех ее видов (степеней) было введено в экономическую теорию английским экономистом Альфредом Пигу (1877-1959).

Ценовой дискриминациейназывается практика установления продавцами разных цен для разных покупателей или групп покупателей на однородное благо; при этом различия в ценах не связаны с издержками производства и доставки блага на рынок.

На практике мы ежедневно сталкиваемся с ценовой дискриминацией. Это все­возможные льготы для некоторых категорий граждан: транспортные, оплата жи­лья, посещение зрелищных учреждений и многое другое.

Для осуществления эффективной ценовой дискриминации необходимы три условия:

Во-первых, покупатели или группы покупателей должны быть сегментирова­ны (взаимно разделены): необходима идентификация и разделение двух или не­скольких покупателей или рынков, для того чтобы предотвратить практику пере­продаж дешевых благ между покупателями.

Во-вторых, покупатели должны демонстрировать различнуюиндивидуальную ценовую эластичность спроса на благо при данном уровне цен.

В-третьих, на рынке должна отсутствовать ценовая конкуренция со стороны фирм- соперников, с тем, чтобы исключить изменение установленного монополией уровня цен.

Факторы сегментации покупателей:

1. Пространственные (продажа в городе и деревне, разных районах города и т.п.)

2. Временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и сезона).

3. Доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т. п. для разных
социальных групп).

4. Объем потребляемого блага (минимальная партия и т. п.).

5. Социальный статус потребителя (учащиеся, пенсионеры и т. п.).

Наши рекомендации