Раздел 2 Задания для индивидуальной работы студентов

Тема: «Классическая школа политической экономии» (1 занятие)

Форма проведения

Научный диспут - соперничество теоретических концепций.

Подготовка к научному диспуту.

Предварительно по согласованию с преподавателем студенты делятся на три группы. Каждая из них самостоятельно осваивает все предложенные для обсуждения проблемные ситуации, а также подготавливает презентацию на одну из трех представленных тем эссе (первая команда – первую тему эссе, вторая – вторую, третья – третью). Распределение индивидуального вклада каждого участника подгруппы осуществляется самостоятельно членами этой подгруппы. Кроме того, каждая команда готовит соперникам по два задания, в соответствии с перечнем указанных ниже проблемных ситуаций. В ходе игры каждая команда отвечает на вопросы соперников.

Проблемные ситуации

1. Прокомментируйте высказывание экономистов в монографии «Экономика XXІ века, или третий путь развития»: «Как всякий вероятностный, стохастический процесс, зависящий от многих обстоятельств, рыночный механизм инерционен, приводит к успеху только путем большого числа выборок, проб и ошибок. Он надежно обслуживает текущие, сиюминутные проблемы, но не приспособлен для решения долговременных, перспективных задач; нивелирует общественные качества предприятия, возвеличивает частные... Его механизмы нельзя применять впрямую для решения общенациональных проблем».

2. Обоснуйте собственное мнение относительно высказывания представителя либерального народничества в России В.П. Воронцова: «Россия – страна некапиталистическая, и надежда на изменение ее экономического строя по западному образцу с каждым годом становится слабее. Характерным признаком экономической организации России будет народная форма производства».

3.Обоснуйте собственное мнение и проведите параллель с современностью относительного высказывания представителя российских неонародников А.В. Пешехонова: «Все личности равноценны, и поэтому все люди имеют одинаковое право на обладание миром. Частная собственность на землю и силы природы с этой точки зрения является недопустимой и прежде всего, нравственно неприемлемой».

Тематика эссе:

1. «Общее и особенное базисных теоретических положений раннего и позднего социал-демократизма».

2. «Концепция «третьего пути» (между западным капитализмом и восточным социализмом) социально-экономического развития для России».

3. «Взаимосвязь формирования смешанной экономики с теоретическими положениями социал-демократии».

Форма контроля

Преподаватель руководит ходом проведения научного диспута, задает дополнительные вопросы студентам и оценивает устную защиту презентаций. Итоговая оценка, выставляемая каждой подгруппе студентов, складывается: из средней оценки за защиту презентации каждого студента в подгруппе и оценки за ответы на дополнительные вопросы соперников и преподавателя.

Рекомендуемая литература

1. Абалкин Л. Марксово наследие и современная экономическая наука // Вопросы экономики. – 2005. - №1. – С.87-132

2. Ананьин О. Карл Маркс и его «Капитал»: из девятнадцатого в двадцать первый век // Вопросы экономики. – 2007. - №8. – С.72-81

3. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М.: Магистр, 2009. – С.71-104,с.137-150

4. Гловели Г.Д. История экономических учений: Учебное пособие/Г.Д.Гловели/.-М.:Юрайт, 2011.- С.136-185, с.209-248

5. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник./Р.М.Гусейнов, В.А.Семенихина.- М.: Омега-Л, 2009.- С 273-292,с.302-312

6. Гутов Д. Марксистско-ленинская эстетика в посткоммунистическую эпоху // Свободная мысль. – 2007. - №2. – С.125-141

7. Нуреев Р. Исторические судьбы учения Карла Маркса // Вопросы экономики. – 2007. - №8. – С.87-103

8. Сажина М.А. История экономических учений: учебное пособие

/ М.А. Сажина. – М.: Норма, 2007. – С.39-55

9. Синельник Л.В. История экономических учений: Учебное пособие/Л.В.Синельник.- М.:КноРус, 2010.-С. 58-135

10. Сутырин С.Ф. История экономических учений: Учебное пособие/С.Ф.Сутырин, М.В.Шишкин, Г.В.Борисов.-М Эксмо,2010.-С.47-124

11. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. –С.104-140

12. Чабанов В.Е. Экономика XXІ века, или третий путь развития. – СПб: БХВ-Петербург, 2007. – 736с.

Тема: «Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли» (1 занятие)

Форма проведения

Решение тестовых заданий по вариантам.

Примерные тестовые задания.

1. Выберите, какие из приведенных утверждений соответствуют взглядам предшественников маржиналистов – А. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен:

1. А. Курно 2. И. Тюнен 3. Г. Госсен 1. Заложил основы теории размещения производительных сил и теории предельной производительности 2. Желаемость данного блага убывает по мере увеличения наличия данного блага 3. Предложил модель максимизации прибыли монополистом 4. Доказал, что наибольший чистый доход достигается когда предельные издержки равны предельной отдаче каждого фактора 5. Ввел в оборот понятие «эластичного спроса» 6. Принцип равенства предельной нормы замещения

1) 1 – 1, 6; 2 – 4, 5; 3 – 2, 3

2) 1 – 3, 5; 2 – 1, 4; 3 – 2, 6

3) 1 – 2, 4; 2 – 1, 6; 3 – 3, 5

4) 1 – 4, 6; 2 – 2, 3; 3 – 1, 5

2. Выберите, кто из представителей маржинализма относится к первому (субъективное направление) и ко второму (объективное направление) этапу его развития:

1. У. С. Джевонс 2. А. Маршалл 3. Л. Вальрас 4. Д. Б. Кларк 5. К. Менгер 1. Первый этап развития маржинализма 2. Второй этап развития маржинализма

1) 2, 3, 5 – 1; 1, 4 – 2

2) 1, 5 – 1; 2, 3, 4 – 2

3) 1, 3, 5 – 1; 2, 4 – 2

4) 3, 5 – 1; 1, 2, 4 – 2

3. Выберите, что соответствует взглядам Е. Бем-Баверка и Ф. Визера:

1. Е. Бем-Баверк 2. Ф. Визер 1.Отстаивает вмешательство государства в экономику 2. Настоящее благо – заработная плата, будущее благо – средства производства 3. Обмен экономически возможен, если покупатель оценивает вещь выше, а продающий – ниже той вещи, в которой выражается цена первой 4. Цена на конкурентном рынке – это объективная ценность 5. Каждому из трех факторов вменяется часть ценности созданного продукта

1)1 – 2, 3, 4; 2 – 1, 5

2) 1 – 1, 5; 2 – 2, 3, 4

3) 1 – 2, 3; 2 – 1, 4, 5

4) 1 – 1, 4; 2 – 2, 3, 5

4. Выберите соответствие основных произведений и представителей австрийской школы маржинализма:

1. Ф. Визер 2. Е. Бем-Баверк 3. К. Менгер   1. «Основы теории ценности хозяйственных благ» 2. «Теория К. Маркса и ее позитивная критика» 3. «Основания политической экономии» 4. «Теория общественного хозяйства» 5. «Капитал и прибыль» 6. «Позитивная теория капитала»

1) 1-3; 2-1,4,6; 3 – 2,5

2) 1- 4; 2-1,2,5,6; 3 – 3

3) 1-3,4; 2-5,6; 3- 1,2

4) 1- 1,3,4; 2- 2,5; 3-6

5. Выберите соответствие выведенных экономических законов и представителей маржинализма:

1. В. Парето 2. Дж. Б. Кларк 3. А. Маршалл 4. Ф. Визер 1. Закон «убывающей предельной производительности» 2. Спрос на товар возрастает при снижении цены и понижается при повышении цены 3. Неравенство в распределении доходов может быть уменьшено в том, случае, если доходы и производство будут возрастать быстрее численности населения 4. Действительная стоимость (полезность) любой вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли бы быть произведены с помощью других ресурсов, истраченных на производство данной вещи 5. Ценность продукта определяется суммой предельных полезностей его свойств

1) 1-2,3; 2-1; 3-5; 4-4

2) 1-4; 2-3,5; 3-2; 4-1

3) 1-5; 2-1,4; 3-2; 4-3

4) 1-3; 2-1,5; 3-2; 4-4 ...

6. Областью экономической науки, которую не выделяет Дж. Б. Кларк является:

1) социально-экономическая динамика;

2) универсальная экономика;

3) национальная экономика;

4) социально-экономическая статика.

7.По мнению А. Пигу, государство должно осуществлять меры по защите интересов будущих поколений из-за:

1) чрезмерного усиления действия монополий;

2) низкого уровня жизни населения;

3) неравномерного распределения доходов в обществе;

4)конфликтовчастных и общественных интересов.

8. Показателем, который А. Пигу считал мерой общественного благосостояния, является:

1) валовой внутренний продукт;

2) национальный доход;

3) валовой национальный продукт;

4) объем производства продукции на душу населения.

9. Ценностью средств производства с позиции кардиналистской теории предельной полезности считается:

1) стоимость созданного ими продукта;

2) затраты на их производство;

3) их предельная производительность;

4) их предельная полезность.

10. Исходным пунктом экономического поведения человека, по мнению К. Менгера является:

1) существующий запас ресурсов;

2) существующие потребности;

3) наличие денежных средств;

4) желание достичь максимальной степени удовлетворенности.

11. Представителем маржинализма, который математически разработал теорию вменения, является:

1) Дж. Б. Кларк;

2) Ф. Визер;

3) К. Менгер;

4) Л. Вальрас.

12. Представителем маржинализма, который распространяет учение дарвинизма на экономические отношения, является:

1) Дж. Б. Кларк;

2) Л. Вальрас;

3) В. Парето;

4) А. Маршалл.

13. Предметом изучения социально-экономической статики как области экономической науки, по мнению Дж. Б. Кларка, является изучение:

1) экономических процессов и явлений во времени;

2) экономических процессов и явлений исключительно как результат внешнего воздействия;

3) экономических процессов и явлений без учета процесса развития;

4) экономических процессов и явлений в рамках общих законов и закономерностей.

14. Размер заработной платы рабочих, по мнению Дж. Б. Кларка зависит от:

1) спроса и предложения на рынке труда;

2) уровня производительности труда рабочего;

3) спроса и предложения на рынке труда и минимума средств существования работника и его семьи;

4) уровня производительности труда и занятости рабочих.

Форма контроля

Преподавателем назначается группа экспертов из числа студентов, которые проверяют правильность решения тестовых заданий студентами. Затем экспертами осуществляется разбор типовых ошибок и неправильных ответов студентов, ведется обсуждение. Преподаватель оценивает работу экспертов и индивидуальную работу каждого студента

Рекомендуемая литература

1. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М.: Магистр, 2009. – С. 152-208

2. Гловели Г.Д. История экономических учений: Учебное пособие/Г.Д.Гловели/.-М.:Юрайт, 2011.- С.406-488

3. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник./Р.М.Гусейнов, В.А.Семенихина.- М.: Омега-Л, 2009.- С. 313-325

4. Кларк Дж.Б. Распределение богатства. - М.:АРВ, 2000. - 368с.

5. Красова О., Петрова Ю. Альфред Маршалл // Управление персоналом. – 2007. - №3(157). – С.71-75

6. Маршалл, А. Принципы экономической науки.Т.1./ А. Маршалл / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993.- 415с.

7. Сажина М.А. История экономических учений: учеб. пособие / М.А. Сажина. – М.: Норма, 2007. – С.77-99

8. Синельник Л.В. История экономических учений: Учебное пособие/Л.В.Синельник.- М.:КноРус, 2010.-С. 174-211

9. Сошников А.С. Распространение маржинализма в английской экономической мысли ( на примере работ Г.Сиджуика, Ф.Эджуорта, Ф.Уикстида) /А.С.Сошников//Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика.-2009.-№4.-С.3-13

10. Сутырин С.Ф. История экономических учений: Учебное пособие/С.Ф.Сутырин, М.В.Шишкин, Г.В.Борисов.-М Эксмо,2010.- С.134-211

11. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. –С.272-329

Тема: «Вклад российских ученых в развитие современной экономической мысли» (1 занятие)

Форма проведения

Защита презентации.

Подготовка к написанию и защите презентаций.

Студенты по согласованию с преподавателем делятся на шесть групп и подготавливают презентацию одной из представленных тем экономического эссе.

В течение индивидуального занятия осуществляется просмотр презентаций и их защита, а также заслушивание ответов на дополнительные вопросы, задаваемые студентами и преподавателем.

Тематика эссе:

1. Специфика экономических дискуссий развернувшихся в России в 1920-1930 г.г..

2. Тектология, как всеобщая организационная наука в трудах А.Богданова.

3. Общее и особенное в генетическом и телеологическом подходах к планированию.

4. Критическое раскрытие концепции первоначального социалистического накопления в работе «Основной закон социалистического накопления» Е.Преображенского и его критика Н.Бухариным.

5. Исследование специфики татарской экономической мысли в работе Ф.Г. Газизуллина «Социально-экономическая мысль татарского народа, как феномен его духовной культуры».

6. Критическое раскрытие экономических воззрений В.С.Немчинова и их связь с настоящим временем.

Форма контроля

Преподавателем оценивается презентация и ее устная защита. Итоговая оценка выставляется каждому студенту в подгруппе за его индивидуальный вклад в разработку презентации и участие в ее защите.

Рекомендуемая литература

1.Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М.: Магистр, 2009. – С 242-252,с.275-277

2.Белых А.А. История российских экономико-математических исследований. – М.: «Издательство ЛКИ», 2007. – 240с.

3.Богданов А.А Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. – М.: Экономика, 1989.

4.Гловели Г.Д. История экономических учений: Учебное пособие/Г.Д.Гловели/.-М.:Юрайт, 2011.- С.451-456

5.Газизуллин Ф.Г. Социально-экономическая мысль татарского народа как феномен его духовной культуры. – Казань, 1999. – 196 с.

6.Каким быть плану: дискуссии 1920-х гг.: Статьи и современный комментарий / Сост. Э.Б. Корицкий. – Л.: Лениздат, 1989. – 224с.

7.Коломин Е.В. Теоретическое наследие Г.Я. Сокольникова // Финансы. – 2007. - №1. – С.70-71

9.Струмилин С.Г. Избранные произведения. Воспоминания и публицистика. – М.: Наука, 1968. – 480с.

Приложение

Наши рекомендации