Система целей и заданий региональной политики.
Важным моментом в определении целей региональной политики является отделение стратегии и тактики государства относительно региональных процессов и “внутреннюю политику регионов” (или – политику для регионов и политику самих регионов).
Собственная политика регионов не всегда отвечает политике государства, относительно развития региона. Регионы могут иметь свои приоритеты развития, которые иногда не совпадают с государственными. В идеале Государственная региональная политика и политика регионов не должна противоречить друг друга.
В современных экономических системах, где доминируют рыночные элементы, региональное развитие принято воспринимать как региональную экономическую политику.
В зависимости от основных целей государственной региональной политики, различают два ее вида:
1. Региональная политика ориентированая на выравнивание. Поскольку получение экономических доходов “бедными” и “богатыми” регионами ведет к неравенству в благосостоянии населения этих регионов в пределах одного государства, то должны проводиться такие специфические регионально – политические мероприятия, которые приведут экономически слабые и малообеспеченные регионы к уроню определенных экономических стандартов внутр. страны.
2. Региональная политика ориентирована на рост. Региональный и одновременно общеэкономический рост должны происходить с государственной помощью через первоочередное латентное освоение имеющихся региональных потенциалов.
Существенная разница между ориентированной на рост и ориентированной на выравнивание региональной политикой заключается в том, что, во-первых, при чистой концепции экономического роста государство целеустремленно способствует лишь таким региональным процессам, которые приводят к общеэкономическому росту.
Если региональную экономическую политику рассматривать с точки зрения региональных проблем, то она превратится в помощь преимущественно слабым регионам – аграрным и моно структурным промышленным. Но такая “регионализованная” политика может задерживать общеэкономический рост, поскольку она сдерживает действие факторов производства в краткосрочном периоде и их направление к наилучшему хозяину в наилучшее место приложения.
Бесспорным является утверждение, что на сегодня следует рассматривать региональную экономическую политику как такую, которая имеет черты как ориентированной на выравнивание, так и ориентированной на экономический рост региональной политики.
В динамичной рыночной экономике следует исходить из того, что импульсы развития одного региона передаются другим, что приводит к выявлению новых рынков, которые будут способствовать пространственному экономическому развитию, и только для некоторых депрессивных территорий следует делать исключение.
Государственная экономическая помощь должна концентрироваться на относительно небольшом количестве территорий, которые действительно нуждаются в такой помощи для своего развития, и в пределах процветающей рыночной экономики. Раздутая экономическая помощь, которая предусматривает массивные субсидии в предприятия, простирается за пределы действительно требующих регионов и охватывает большую часть национальной экономики, является общественно рискованной.
Главной общественной целью региональной экономической политики является создание оптимальной региональной структуры, которая будет способствовать тому, чтобы производственные факторы, которые не используются, или используются недостаточно мобилизировались для общего роста экономики государства.
Такой подход требует создания операционно- определенных целевых установок, которые нуждаются в точном наименовании объекта влияния, указании направления его изменения и желаемой величины изменения. На сегодня мы не имеем четко определенных недостатков современной региональной структуры, как исходной базы, ни желаемого направления, ни градуса изменения. Ориентация на экономический рост выражается лишь через признание несовершенства современной региональной экономической структуры, плохого использования основных производственных факторов в регионах, которые должны быть задействованы для стимулирования общеэкономического роста. В первую очередь в региональной экономической политике должны быть определены благоприятные для экономического роста регионы, главным образом слабо развитые, или односторонне структурированные, в которых экономическая мощь должна расти благодаря созданию лучших трудовых возможностей и возможности создания дохода.
Поэтому основной составной частью региональной экономической политики является структурная политика, которая должна служить гарантии непрерывного экономического роста в рамках рыночной экономики, стабильного уровня цен, который приведет к росту уровня жизнь населения и выполнению социальных заданий.
Основные цели экономической политики государства потеряют свою значимость, если они будут определяться без принятия к сведению целей политики регионов, к основным сферам которой принадлежат рядом с благоустройством пространственного устроения, создания условий жизни, достойних человека, во всех регионах. А это требует выравнивания развития экономически слабых и моно структурированных регионов к определенным стандартам, предотвращения социального напряжения в отдельных регионах, мобилизации готового к перестройке регионального потенциала и сохранения занятости населения.
Региональная политика должна способствовать реализации следующих основных целей:
1. Цели экономической свободы через создание и расширение инфраструктуры промышленных поселений и поселений с развитым бизнесом, который будет расширять возможности для предпринимателей при выборе места расположения своего бизнеса и для независимых рабочих более широкого выбора рабочих мест и мест приложения труда.
2. Цели справедливости через создание лучших трудовых возможностей и возможностей создания дохода в отстающих регионах и устраняет потенциальные или долготекущие социальные напряжения.
3. Цели роста благосостояния населения, которая является также реализацией принципа справедливости, если ей удается открыть региональный эволюционный потенциал для общеэкономического роста. Эффект диверсификации регионально политических мероприятий, осуществляющихся при переходе от моно структуры, которая часто базируется на продукте, например, угле, к поли структуре производства и тем самым усиливает защиту рабочих мест от кризисных явлений в определенной отрасли, то есть действует как защитный эффект.
Названные основные цели региональной экономической политики могут нести внутри себя и определенные конфликты, что следует обязательно учитывать.
Защитный характер региональной политики, если она будет понятна статически, приведет к консервированию региональной экономической структуры, то есть к сохранению рабочих мест в регионе любой ценой, которая создаст определенные напряжения в достижении цели общеэкономического роста.
Роста благосостояния для широких слоев населения в промышленно развитых обществах невозможно достичь без непрерывного роста экономики, чего невозможно в свою очередь достичь без регулярных изменений в экономической структуре.
Если региональная экономическая политика будет противодействовать таким изменениям, то ошибочно понятный защитный эффект будет постоянно вызывать целевой конфликт в аспекте “экономический рост – рост благосостояния”.