Общий принцип работы со стейкхолдерами
В работе со стейкхолдерами можно выделить несколько этапов. Первый этап характеризуется определением заинтересованных сторон своей компании. На втором этапе выделяем ожидания стейкхолдеров к предприятию (например, для сотрудников компании – высокая заработная плата, для заказчиков и пользователей – высокое качество продукта или услуги).
После выявления требований необходимо оценить, насколько компания им соответствует. Также на этом этапе необходимо определить, что нужно сделать, чтобы увеличить уровень удовлетворенности и вовлечения стейкхолдеров. Как только были определены требования стейкхолдеров, следует представить список их обязанностей. Например, для поставщиков можно поставить задачу «выполнение поставок в точно указанный срок», для государственных органов выдвинуть требование «вмешиваться в работу компании на минимальном уровне».
Последний этап заключается в оценке результата: насколько удовлетворены стейкхолдеры, какое у них сложилось мнение о компании и т.д.
Соблюдая данные рекомендации, компания сможет скорректировать свою работу, доведя уровень производства или предоставления услуги до высшего.
Неоспоримо, что ключевые и заинтересованные стороны оказывают сильное влияние на работу и успешность компании. Недаром около 72% предпринимателей по всему миру знают, кто такие стейкхолдеры, и учитывают их интересы.
Ведь стейкхолдеры создают определенную систему, которая может поддержать компанию не только на этапе расцвета, но и в трудную минуту.
33.Коммерческие контрагенты компании и характер их взаимоотношений друг с другом.
Можно рассмотреть основные возможные результаты корпоративной социальной ответственности, которые можно отнести к фактам, воздействующим на экономические показатели деятельности компании, т.е. те, которые в той или иной степени формируют добавленную стоимость компании. Конечно, главный видимый эффект корпоративной благотворительности - это усиление благожелательного отношения и укрепление связей компании со своими партнерами - стейкхолдерами (stakeholders), под которыми понимается группа или отдельные лица, испытывающие на себе влияние со стороны корпорации или оказывающие влияние на нее, имеющие определенный «интерес», «участие» в бизнесе (stake in business).
К основным стейкхолдерам относятся следующие категории партнеров:
- коммерческие контрагенты компании (прежде всего покупатели, поставщики и др.);
- сотрудники компании;
- инвесторы;
- местное сообщество (администрация и общество).
Рассмотрим подробнее характер взаимоотношений.
1. Взаимоотношения с коммерческими контрагентами.
Исследования зарубежных ученых показывают, что чувствительность покупателей к высокому имиджу социально ответственной компании - существенная движущая сила роста прибыли компании за счет:
- повышения узнаваемости торговой марки компании, улучшения ее имиджа;
- повышения уровня благожелательности покупателей;
- расширения потенциальной клиентской базы;
- развития новых рынков;
- получения дополнительного конкурентного преимущества и расширения сбыта продукции и услуг компании.
Компания, осуществляющая благотворительную деятельность, выглядит в глазах потребителей ее главных продуктов и услуг более привлекательно. Исследования показывают, что при выборе продуктов при прочих равных характеристиках покупателей отдадут предпочтение тому товару, на ценнике которого указано, что определенный процент от цены товара будет направлен на благотворительность.
Например, исследования, проведенные Council on Foundations (США), подтверждают интересные количественные зависимости. По полученным данным 95% покупателей и клиентов компании, ведущей активную благотворительность, готовы продолжить сотрудничество с компанией, а среди клиентов, давших низкую оценку благотворительной активности компании, только 66% предполагают вести с ней бизнес дальше. Рекомендовать услуги компании другим лицам готовы 88% клиентов, высоко оценивающих благотворительность компании, и 56% гех, кто оценивает ее низко. Среди клиентов, которые впервые имели дело с компанией, 80% высоко оценивающих ее благотворительный имидж подтвердили желание повторно воспользоваться ее услугами, в го время как у компании с низкой социальной активностью это число (•оставляет всего лишь 46%.64
2. Сотрудники компании. Укрепление взаимоотношений с персоналом компании, повышение привлекательности компании как объекта трудоустройства и, в конечном итоге стимулирование роста произ-иодительности труда, выступают очевидным следствием высокого социального имиджа компании, сформированного благотворительной деятельностью.
Безусловно, работа в компании с высоким общественным престижем - это ощутимый стимул укрепления корпоративного морального духа и благонадежности, усиления мотивации к труду.
Международные и отечественные исследования показывают, что персонал компании, ведущей активную КСО, воспринимает ее как выполнении части ее миссии - за счет ощущения своей сопричастности к акту благотворительности. Как результат, ослабевают амбиции сотрудников по росту зарплаты и социальным спорам, поведение членов коллектива становится более спокойным, сдержанным и достойным.
Дело в том, что при реализации образовательных, оздоровительных и профессиональных благотворительных программ, фактически направленных на потенциальных сотрудников, компания в перспективе обеспечивает себя высокопрофессиональными и здоровыми кадрами.
Стимулирующее воздействие благотворительности на улучшение взаимоотношений с персоналом компаний имеет ощутимые экономические результаты для компаний, ведет к росту ее прибыли, в частности, за счет:
- экономии затрат на рекрутинг (облегчается процедура найма в престижную компанию: появляются многочисленные желающие работать в компании);
- экономии прямых издержек по оплате труда (возможность найма сотрудников, высоко ценящих престижность работы в данной компании, за меньшую зарплату);
- экономии затрат на содержание штата специалистов по работе с кадрами, юристов по трудовому законодательству, психологов, социологов (снижение текучести кадров, повышение уровня социального согласия, уменьшение количества трудовых споров);
- экономии затрат на доподготовку и переподготовку кадров и, соответственно, на обеспечение роста производительности труда (в случае найма на работу молодых специалистов, подготовленных по специальным школьным и вузовским программам, финансируемым благотворительными программами компании);
- повышения производительности труда посредством усиления мотивации к труду и социальной стабильности в коллективе.
Исследования показывают, что в компаниях с высокой благотворительной активностью 75% сотрудников намерены продолжать работу в компании, в то время как в компаниях с низким уровнем развития благотворительности таких сотрудников - всего 48%.
Кроме того, выявлена и такая зависимость: сотрудники, которые высоко оценивают благотворительную деятельность компании, в четыре раза чаще определяют компанию как «щедрую» (и, соответственно, подсознательно предполагают распространение этого свойства и на себя), чем сотрудники, которые низко оценивают благотворительную деятельность компании.
3. Инвесторы (реальные и потенциальные держатели акций компании). Стоимость компании непосредственно зависит от рыночной стоимости акций компании, динамики их движения на фондовом рынке, что, в свою очередь, во многом определяется поведением акционеров компании.
Дело в том, что не все реальные и потенциальные акционеры компании имеют возможность, время, желание и нужную квалификацию вникать в подробности финансового состояния компании для принятия решений о своем дальнейшем экономическом поведении. В этой ситуации высокий благотворительный имидж служит своеобразным индикатором успеха и процветания компании, демонстрирует ее устойчивость и вызывает позитивное отношение инвесторов, их «спокойствие» за будущее объекта инвестиций.
С точки зрения компании важными результатами благотворительности являются:
- укрепление стабильности движения курса акций компании на фондовом рынке;
- повышение инвестиционной привлекательности для потенциальных акционеров.
Значение фактора социально ответственного поведения компаний для укрепления устойчивости на фондовых рынках признано западными финансовыми аналитиками и учитываются при построении фондовых показателей.65
4. Местное сообщество (администрация и общественность). Деловая среда - это одна из важных составляющих успеха бизнеса. Обеспечение благожелательного отношения со стороны администрации муниципального образования, региона, контрольных и правовых органов, поддержание добрососедских отношений с местной общественностью требуют от компании постоянной работы и значительных финансовых ресурсов.
В указанном аспекте благотворительность имеет гораздо более ощутимые, чем традиционные методы последствия (как социальные, гак и экономические).
Активная благотворительная деятельность компании, формируя се высокий социальный имидж, ограждает компанию от излишне пристального внимания со стороны административных и контрольных органов, снижает «входной» барьер в верхние административные и деловые круги, стимулирует готовность администрации и общественности помогать делам компании. Обычно практические результаты таковы:
- снижение транзакционных издержек за счет снижения административных и бюрократических барьеров (представительские расходы, дополнительные затраты на лицензирование, различные разрешения, проверки и пр.);
- дополнительные конкурентные преимущества в тендерах, объявляемых государственными и общественными организациями;
- дополнительные преимущества при распределении необходимых компании ресурсов: земли, лицензий, разрешений и пр.
Итак, суммируя отмеченные выше эффекты реализации благотворительных программ, устанавливаем, что обобщающими экономическими результатами благотворительной деятельности компании являются:
- улучшение деловой среды;
- снижение текущих и капитальных издержек в настоящем и будущем;
- снижение текучести кадров, рост производительности труда;
- повышение отдачи на вложенный капитал;
- улучшение имиджа компании и престижности ее торговой марки;
- усиление маркетинговой корпоративной стратегии.
Нужно отметить, что большинство отмеченных выше традиционных для развитых обществ зависимостей в российских условиях либо не нашли еще форм реализации, либо имеют существенные особенности.
Выше мы отмечали, при эконометрическом подходе к оценке эффекта от благотворительности необходимо оценить качественные факторы в количественной (прежде всего стоимостной) форме и отразить их в системе показателей. При этом возникает естественный вопрос: возможна ли такая оценка применительно к экономическим результатам столь специфического направления деятельности корпораций, как благотворительность?
В зарубежных странах, особенно в США, где благотворительность превратилась в развитую индустрию со встроенными элементами инвестиционной стратегии, проблеме измерения экономических результатов корпоративной социальной ответственности уделяется немалое внимание, и однако же добиться отражения экономического эффекта благотворительности в системе привычных для экономистов показателей пока не удалось.
Главная проблема заключается не только в относительной новизне подхода к корпоративной благотворительности как специфическому инвестиционному процессу, но и в том, что и затраты, и результаты в данном направлении корпоративной деятельности носят своеобразный (с экономической точки зрения) характер, а именно:
• инвестиции в благотворительные проекты носят преимущественно долгосрочный характер, проявление эффекта возможно в перспективе, выходящей за традиционные рамки инвестиционных расчетов (более 10 лет);
• экономический эффект для корпорации от ее благотворительных затрат:
- имеет высокую степень неопределенности;
- носит опосредованный характер (проявляется через изменение поведения партнеров компании);
- зависит от субъективных фактов (информированности партнеров, их субъективных оценок и мотиваций);
- имеет отложенный и распределенный во времени характер проявления;
- не всегда поддается точной количественной оценке.
Отмечая указанные выше особенности, специалисты признают, что совокупный экономический эффект КСО невозможно выявить в чистом виде. Очистить от влияния прочих факторов и в полном объеме оценить в стоимостной форме.
Вместе с тем, невозможность точно определить зависимость между ростом стоимости компании и эффективности благотворительной деятельности совершенно не препятствует построению показателей, оценивающих степень влияния благотворительности на основной бизнес компании, т.е. дающих косвенные оценки эффективности благотворительности с точки зрения экономики корпорации.
Анализ показывает, что многие крупнейшие зарубежные компании пытаются разрабатывать методики оценки эффективности своей благотворительной деятельности. Например, отдел качества компании Johnson&Johnson разрабатывает не только стандарты для производимой продукции, но и критерии оценки эффективности корпоративной филантропии. Кроме того, активно исследуют эту проблему такие компании, как Ford Motor Company, Baxter International, British Petroleum, Shell, Universal и др. Например, как отмечается в годовом отчете Ford Motor Company: «Мы убеждены, что корпоративное гражданство создает добавочную стоимость и для общества и для акционеров компании, наша задача определить, измерить, использовать эту стоимость».66
Исследователи западных компаний разработали ряд методик и показателей, которые активно используются в оценке и оптимизации корпоративной социальной ответственности. Отмечается одна из самых интересных разработок - Индекс корпоративной благотворительности (Corporate Philanthropy Index - CPI) и создание на его основе методики оценки-поведения главных партнеров компании (стейкхолдеров). Этот индекс разработан по заказу некоторых корпораций американским Council on Inundations (COF) совместно с компанией Walker information Inc.
Индекс CPI имеет пятибалльную систему и может быть комбинированным, т.е. возможно оценить воздействие благотворительности на всех заинтересованных партнеров компании, или же обособленным, по отдельным категориям - покупателям, служащим и т.д.
На основе индекса CPI и прилагаемых опросных методик каждая компания может проследить количественную взаимосвязь благотворительности и бизнеса и сделать выводы о тех показателях деятельность компании, на которые воздействует благотворительная деятельность.
Необходимо отметить, что эта методика не позволяет определять традиционные показатели эффективности, поскольку строится не на абсолютных стоимостных оценках, а на экспертных оценках. Особенность данной методики состоит в том, что (в отличие, например, от построения показателя социальной отдачи на инвестиции (SROI), нацеленного на изучение социального эффекта в отраслях, потребляющих благотворительные средства или в сфере социально-ориентированного бизнеса) она оценивает степень полезности благотворительных инвестиций с точки зрения самой компании-донора, с позиций содействия росту ее основного бизнеса.
Использование этой методики позволяет устанавливать количественные корреляции и проводить систематический мониторинг степени воздействия благотворительной деятельности на усиления факторов роста стоимости компании, грамотно выстраивать свою благотворительную стратегию. Индекса CPI достаточно активно используется американскими компаниями для оценки воздействия благотворительных программ на рост стоимости бизнеса.
Итак, КСО независимо от того, осознается это руководством компании или нет, выступает фактором, позитивно воздействующем на экономические показатели деятельности компании и на ее стоимость как интегральный экономический показатель. Понимание этого обстоятельства и грамотное построение благотворительной стратегии может стать важным инструментом корпоративного управления. Повышение экономической эффективности связано с точным учетом и оптимизацией затрат компании на благотворительность, что предполагает:
• точную оценку произведенных затрат на благотворительность и анализ направлений и эффективности их расходования;
• реализацию проектного подхода к благотворительности путем постатейного бюджетирования проекта и полной стоимостной оценки расходов;
• оценку оптимальности расходов на благотворительность в общей структуре расходов компании и их адекватности уровню доходов компании.
В качестве рекомендаций по усилению воздействия благотворительной деятельности российских компаний на рост стоимости можно отнести следующие оптимизирующие меры, осуществляющие не в ущерб социальной направленности филантропических мероприятий:
1)целесообразно повысить благотворительную активность в тех сферах, которые соответствуют профилю основного бизнеса компании;
2)благотворительные инициативы должны быть эффективными и оптимизированными и восприниматься окружением как эффективные;
3)партнеры компании (стейкхолдеры) должны быть максимально осведомлены о благотворительной активности компании.
34.Укрепление взаимоотношений менеджмента компании с сотрудниками (персоналом компании). Экономические результаты взаимоотношений.
Что такое лояльность? Обычно каждый из нас на интуитивном уровне без особого труда отличает лояльное поведение человека от нелояльного. В общем смысле, лояльность — это чувство преданности по отношению к чему-то.
Сразу же хотелось бы развести понятия «лояльность» и «благонадежность». Под благонадежностью мы понимаем следование нормам, правилам, законам организации. Под лояльностью — верность, преданность сотрудника целям и ценностям компании, осуществление деятельности, которая поддерживает и помогает реализовать эти цели. То есть благонадежность сотрудника указывает на степень нормативности его поведения по отношению к компании, а лояльность — на степень принятия компании сотрудником и терпимость к ней.
Лояльность подразумевает желание работать лучшим образом, стремление соответствовать принципам компании, безоговорочно содействовать достижению ее целей, смирение с одними требованиями и способность принять другие — те, что ранее не были частью представлений о компании.
Более ярко вы ощутите важность лояльности, если представите, что значит лояльность, то есть верность, в ситуации человеческих взаимоотношений, например, с вашим другом или супругом (супругой). Верность близкому человеку — означает надежность, уверенность в том, что чтобы ни случилось, вы все равно будете в одной «связке».
А верность своим собственным принципам, которые сформировались у вас в течение долгого времени? На сегодняшний день они определяют ваши жизненные позиции, вы руководствуетесь этими принципами, доверяете им.
Итак, лояльность характеризуется следующими важными моментами:
- | безусловным разделением ценностей с объектом лояльности; |
- | честностью и верностью по отношению к объекту лояльности; |
- | чувством гордости по отношению к объекту лояльности и открытой демонстрации такого отношения; |
- | готовностью оказать поддержку, предупредить о чем-то, посодействовать, пожертвовать чем-то ради объекта лояльности. |
Лояльные сотрудники используют все свои силы, возможности и знания для того, чтобы достигнуть максимального результата в рамках деятельности компании. При наличии лояльных сотрудников вы можете рассчитывать на проявление инициативы, на инновационные предложения, с помощью которых проблемные вопросы становятся решаемыми. Сохранность секретной информации, терпимость к издержкам организации деятельности, соблюдение дисциплины, готовность к обучению и развитию — все это для лояльных работников следствие не страхов потери места работы, денег, наказания, а следствие верности компании и ощущения единства.
Определить уровень лояльности сотрудника, установить, что именно сможет его мотивировать и способствовать формированию лояльного отношения к компании значительно легче, чем спрогнозировать, как именно поступит нелояльный сотрудник.