Рыночная система и денежная политика государства. В рыночной экономике деньги играют исключительно важную роль
В рыночной экономике деньги играют исключительно важную роль. Рынок невозможен без денег, денежного обращения.
Денежное обращение – это движение денег, отражающее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.
В мире существуют различные системы денежного обращения, которые, как правило, законодательно закреплены в каждом государстве. К важнейшим четырем компонентам денежной системы относятся:
1) национальная денежная единица (рубль, доллар, франк, марка, иена, крона и т.д.), в которой выражаются цены товаров и услуг;
2) система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;
3) система эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;
4) государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.
В зависимости от вида обращаемых денег выделяется два основных типа систем денежного обращения:
1) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);
2) система обращения кредитных или бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, т.е. золото не участвует в обращении.
С 30-х годов XX в. в западных странах постепенно формируется система неразменных кредитных денег. К отличительным чертам этой системы следует отнести:
1) господствующее положение кредитных денег;
2) уход золота из обращения;
3) отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания;
4) усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства;
5) значительное расширение безналичного оборота;
6) государственное регулирование денежного обращения;
Выпуск как бумажных, так и кредитных денег, как правило, является монополией государства. Центральный банк, находящийся в собственности государства, занимается эмиссией, т.е. печатанием денег.
Что же собой представляет денежная масса?
Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, предприятия (фирмы), организации и государство.
В структуре денежной массы выделяются:
Активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот.
Пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.
Таким образом, структура денежной массы сложнее, чем мы это себе представляем. В обывательском понимании деньгами считаются, прежде всего, только наличные деньги – банкноты (бумажные купюры) и мелкая разменная монета. Доля бумажных денег в общей денежной массе составляет до 25%, а основная часть сделок между предприятиями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. Преобладающее значение в странах с развитой рыночной экономикой имеют чековые платежи (например, в США чеки обслуживают не менее 90% стоимости сделок), осуществляемые по чековым книжкам, дорожным чекам-аккредитивам, кредитным карточкам и т.п. Использование чеков является прогрессивной формой безналичных расчетов, поскольку позволяет распоряжаться банковскими депозитами (безналичными деньгами) и резко сокращать потребность в банкнотах и разменной монете. При оплате товара или услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, поручает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.
Вместе с тем, в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Это денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках и других кредитно-финансовых учреждениях, депозитные сертификаты, акции инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т.п.
Перечисленные четыре компонента денежного обращения получили название "квази-деньги" (от латинского quasi – как будто, почти). "Квази-деньги" представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.
Экономисты называют "квази-деньги" ликвидными активами. Понятие ликвидности очень важно для определения денег. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость.
К высоколиквидным видам имущества относятся: золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование (бизнесмены называют их "замороженными" средствами).
"Квази-деньги" относятся к ликвидным видам богатства, поскольку срочные вклады, облигации и некоторые виды акций можно достаточно быстро превратить в наличные деньги.
В структуре денежной массы выделяют совокупные компоненты, которые называются денежные агрегаты. Не существует, однако, какой-либо единой, принятой всеми номенклатуры агрегатов денежной массы. Ее состав и структура различны в разных странах и определяются, прежде всего, уровнем развития и характером денежного рынка в каждой стране, а также особенностями политики, проводимой ее Центральным банком.
Относительно стран с развитыми рыночными отношениями в современной России велика доля наличных денег в общей денежной массе. Так, с 1994 года по настоящее время доля М0 в М3 колеблется в пределах 35–37%.
В узком смысле слова в макроэкономике под деньгами подразумевается агрегат М1. Агрегаты М2 и МЗ содержат разновидности финансовых активов, которые более соответствуют функции денег как сохранение ценности, нежели функции денег как средства платежа: государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (0Ф3), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
На практике денежные агрегаты являются ориентирами в осуществлении денежно-кредитной политики государства.
Денежный мультипликатор
Почему объем денежной массы увеличивается? За счет чего происходит прирост?
Ответ заключается в том, что независимо от эмиссионной деятельности государственного банка (выпуск новых наличных денег), размер денежной массы возрастает за счет расширения кредитов коммерческих банков.
Банки создают новые деньги, когда выдают ссуды, и наоборот, денежная масса сокращается, когда клиенты возвращают банкам взятые ранее ссуды.
Особое значение имеют обязательные резервы, размеры которых устанавливаются Центробанком для всех учреждений, принимающих вклады и выдающих ссуды. Обязательные резервы – это часть суммы вкладов, которую каждый коммерческий банк должен зачислить на счет отделения Центрального банка. По разные вкладам (до востребования, срочным и т.д.) устанавливается своя резервная норма – процент от суммы депозитов. Минимальные размеры резервного фонда устанавливаются законодательно (доля резерва в активах банка колеблется от 3 до 20%) и являются инструментом регулирования количества денег в стране. Живая вода на вашем столе - доставка воды. Кроме того, коммерческие банки часто отчисляют определенный процент от поступивших вкладов в свой резерв – держат собственную кассу (избыточные резервы). Формирование резервов несколько ограничивает возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов.
Более подробно процесс создания новых денег банками можно проследить на следующем примере. Допустим, что банк располагает активами 100 млн р. Часть этих активов банк обязан хранить как резерв, который может быть использован отчасти на покрытие текущих расходов банка, и который, главным образом, предназначен для снижения степени риска неуплаты по обязательствам.
Если размер резервной ставки составляет 10%, банк может выдать клиентам ссуду в размере 90 млн р., а 10 млн р. останутся в резервном фонде банка. При выдаче ссуды банк переводит эту сумму на текущий счет, которым в любой момент может воспользоваться клиент, или выплачивает ее наличными. Результатом этих действий банка стало появление новых денег в размере 90 млн р. Собственно говоря, действия банка были очень просты: из сейфов банка были извлечены 90 млн р. (там они не являлись деньгами) и переданы клиентам – перевод на текущий счет, или выдача наличными, уже делает эту сумму новыми деньгами. Единственным ограничением создания новых денег банками являются резервные требования, за выполнением которых следит Центральной банк.
Но в то же время необходимо учесть, что, когда срок ссуды истечет и 90 млн р. будут возвращены банку клиентами, на столько же уменьшится количество денег в обращении.
Деньги включаются в состав денежной массы только тогда, когда их держат за пределами банковской системы. Однако процесс создания новых денег на этом не заканчивается. Интересно проследить на конкретном примере, как первоначальная сумма денег на депозите в банке приводит, в конечном счете, к мультипликационному эффекту создания намного бoльшей суммы новых денег.
Допустим, что клиенты банка, получившие ссуду 90 млн р., уплатили эти деньги различным физическим и юридическим лицам за предоставленные товары и услуги, а последние поместили вырученные деньги на депозит в другой банк. Увеличение депозитов в другом банке позволяет ему выдать новые ссуды. При этом необходимо направить в резерв 10% суммы депозитов (т.е. 9 млн р.). Следовательно, новые ссуды будут предоставлены на сумму 81 млн р., а общий прирост денежной массы (с учетом операций двух банков) составляет 171 млн р.
На следующем этапе лица, получившие в качестве платежей этот 81 млн р., вновь помещают его на депозиты в третий банк, который теперь может расширить объем выданных ссуд на 72,9 млн р.
(с учетом того, что 8,1 млн р. должны быть оставлены в резервном фонде банка). Это снова увеличивает сумму новых денег, созданных тремя банками, до 243,9 млн р.
Логика рассуждений ведет нас к следующему выводу: процесс создания новых денег банками будет продолжаться, но до определенного предела.
Этот процесс характеризует мультипликационный эффект расширения банковских депозитов и может быть рассчитан с учетом (в нашем случае) резервных требований.
Предел расширения банковских депозитов:
100 млн р. + 90 млн р. + 81 млн р. + 72,9 млн р. + ... = 100 млн р (1 – 0,9) = 1 млрд р.
Таким образом, при уровне резервных требований 10%, первоначальный депозит 100 млн р. обернулся мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов на 1 млрд р.
Конкретно оценить размеры расширения денежной массы путем создания банками новых денег позволяет мультипликатор денежного предложения или банковский мультипликатор (m). Он рассчитывается по формуле:
m = M / R ,
где М – прирост депозитов, R – прирост резервов.
В нашем примере m = 10, т.е. каждый рубль увеличения резервов привел к возрастанию депозитов на 10 р.
Следовательно, величина мультипликатора находится в обратной зависимости от обязательных резервных требований. Если ставка минимальных резервов снизится до 5%, то m составит 20, а если повысится до 20%, то m составит 5.
В реальной жизни мультипликационный эффект расширения банковских депозитов в значительной степени зависит от величины “утечек" в систему текущего обращения, так как далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются туда на депозиты: часть их продолжает циркулировать в качестве наличных. Кроме того, в нашем примере мы не учитываем, что клиенты банков могут брать деньги с текущих счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды.
Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками новых денег, и, следовательно, изменение денежной массы, является размер минимальной ставки резервов и спрос на новые ссуды со стороны заемщиков.
Наконец, в случае изъятия денег из резервов банков мультипликационный эффект работал бы в противоположном направлении. Например, покупка коммерческими банками у Центрального банка государственной облигации стоимостью 10 млн р. сокращает резервные ресурсы банка на эту сумму, что, в конечном счете, приводит к уничтожению банковских депозитов на 1 млн р. (при минимальной ставке резерва в 10%).
Спрос на деньги и их предложение
Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важнейшая их них – равновесие между спросом и предложением денег.
Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты.
Люди держат деньги для того, чтобы тратить их, используя в качестве средства платежа. Они хотят иметь достаточное количество денег, чтобы не испытывать неудобств при покупке товаров и оплате услуг.
Номинальный спрос на деньги – это то количество денег, которое люди или фирмы хотели бы иметь.
Поскольку деньги держат в основном для того, чтобы приобретать на них товары или услуги, номинальное количество необходимых в экономике денег меняется вслед за изменениями цен.
Отсюда, спрос на деньги – это спрос на реальные денежные остатки или, другими словами, величина денежных остатков, исчисленная с учетом их покупательной способности.
Покупательная способность денег измеряется суммой товаров, которые можно на них купить. Когда происходит, например, двукратное увеличение и цен, и номинальных доходов, сумма денег, которую люди хотят иметь, также удваивается, чтобы осталась неизменной их реальная стоимость, или покупательная способность.
Анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на денежном рынке привели к возникновению двух базисных макроэкономических школ: монетаристской (количественной) и кейнсианской.
Монетаристская школа основана на неоклассической количественной теории денег, возникшей еще в ХVIII в. и господствовавшей в экономической науке и практике до середины XX в. Главные идеи этой школы были выдвинуты английскими учеными Д. Юмом, Дж. Миллем, А. Маршаллом, А. Пигу, американским ученым И. Фишером и др. Современный монетаризм зародился в качестве нового варианта количественной теории в трудах ученых, принадлежащих так называемой чикагской школе М. Фридмена, появившихся в 50–60 гг. XX столетия,
Монетаристы подчеркивают важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считают, что изменение именно денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства. Для лучшего понимания различий между кейнсианскими и монетаристкими подходами проведем анализ неоклассического варианта количественной теории.
В основе количественной теории денег лежит следующее суждение: абсолютный уровень цен определяется предложением номинальных денежных остатков. Иными словами, чем больше предложение денег, тем выше уровень цен и наоборот. Эта зависимость описывается так называемым кембриджским уравнением:
М = k PY,
где М – номинальное количество денег (М1); k – пропорция между номинальным доходом (ВНП) и желаемыми денежными остатками (называется коэффициентом ликвидности или степенью монетизации ВНП); Р – абсолютный уровень цен (дефлятор ВНП); Y – реальный доход (реальный ВНП).
Если считать, что k и Y – фиксированные, неизменяющиеся величины, то можно сделать вывод, что изменение номинального количества денег (М1) вызывает аналогичные изменения абсолютного уровня цен (Р).
Существует еще одно уравнение, базирующееся также на количественной теории денег, которое вывел американский экономист И. Фишер и которое носит название "уравнение Фишера"
MV = PY ,
где М – номинальная денежная масса (М1); V – скорость обращения денежной массы (измеряется в виде отношения номинального ВНП к номинальной денежной массе); Р – уровень цен (дефлятор ВНП); Y – реальные доходы (реальный ВНП), откуда следует, что PY есть номинальные доходы (номинальный ВНП).
Таким образом, макроэкономическая модель денежного рынка в представлении неоклассиков (монетаристов) основывается на том, что спрос на деньги – это функция уровня номинального дохода (РY), а предложение денег является экзогенно фиксированной величиной (устанавливается независимо от спроса на деньги).
Кейнсианская теориявнесла новые аспекты в объяснение спроса на деньги. Прежде всего необходимо отметить, что в кейнсианской терминологииспрос на деньги – это предпочтение ликвидности. Дж. М. Кейнсом выдвинуты три психологических мотива:(трансакционный, спекулятивный и предосторожности), побуждающие людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме.
Трансакционные остатки денежных средств (от transaction – англ. сделка) хранятся в целях осуществления сделок, связанных с поддержанием заданного уровня денежного дохода. Получение дохода и его расходование разделены определенным временным интервалом, который надо заполнить.
Спекулятивному мотиву хранения денежных остатков Дж. М. Кейнс придавал ключевое значение в теории спроса на деньги. Он считал, что в условиях неопределенности и риска, существующих на финансовом рынке, спрос на деньги в значительной степени зависит от уровня дохода по облигациям. Если человек спекулятивно рассчитывает, что будущая норма процента окажется выше той, что ожидается большинством участников рынка, то для этого человека имеет прямой смысл хранить свои сбережения в денежной форме, а не покупать облигации, ибо повышение нормы процента повлечет за собой понижение курса облигаций (подробнее об этом см. в гл. 6). Если же человек ожидает, что существующая на рынке высокая норма процента понизится, то можно ожидать повышение курса облигаций, тогда есть смысл поместить свои средства в облигации.
Мотив предосторожности связан с риском потери капитала. Если человек считает, что процентная ставка в будущем повысится настолько, что это принесет чистый убыток от облигаций, то он будет хранить деньги, которые хотя и не принесут дохода, но и не причинят ему убытки. Следовательно, этот мотив очень близок к спекулятивному и также связан с изменением ставки процента.
Таким образом Дж.М.Кейнс обозначил в экономике проблему портфельного выбора – какова должна быть оптимальная структура активов данного человека (соотношение доли денежных средств и доли облигаций). При этом важная роль отводится анализу ожиданий отдельных людей, в связи с этим спрос на деньги становится непредсказуемым и весьма неустойчивым.
Пересечение линий МD и МS показывает, что равновесие на денежном рынке установится на уровне процента r0. Если же, например, Центральный банк уменьшит предложение денег, толиния МS сместится влево. Таким образом установится новое равновесие на денежном рынке, но теперь уже при более высоком уровне процента (r1). Рис. 25. позволяет понять, каким образом руководящие кредитно-финансовые органы могут воздействовать на уровень процентных ставок, а именно: уменьшая или расширяя денежное предложение.
Воздействие денег на объем производства
Расхождения между неокейнсианцами и монетаристами состоят не только в вопросах ценообразования или спроса на деньги, но и в оценке воздействия денег на развитие рыночного хозяйства. Эти подходы по-разному представляют механизм функционирования рыночной экономики.
Монетаристы (как и неоклассики) утверждают, что рыночное хозяйство в условиях полного использования всех ресурсов автоматически стремится к поддержанию равновесного состояния, что там безотказно действуют некие встроенные "пружины" и "стабилизаторы" экономического развития. Отсюда рецепт для государственной политики: поменьше вмешательства в процессы воспроизводства, так как это только приносит вред и разрушает индивидуальную свободу.
В то же время неокейнсианцы заявляют, что внутренние механизмы рыночного хозяйства не в силах вывести экономику из длительных периодов застоя и кризисов, поэтому они пропагандируют активную политику государственного регулирования рыночного хозяйства.
Макроэкономическая модель монетаристов отводит приоритетную роль в регулировании совокупного спроса денежной или монетарной политике государства, тогда как неокейнсианцы подчеркивают, наряду с денежной, важность, также фискальной политики.
Денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Фискальная политика заключается в государственном регулировании совокупного спроса путем изменений государственных расходов и налогов.
Различия позиций монетаристов и неокейнсианцев по этому вопросу вытекают из следующих предпосылок. Если считать, что спрос на деньги обладает стабильностью и предсказуемостью, а предложение денег – экзогенно, то, следовательно, Центральный банк может путем денежной политики увеличить или, наоборот, сократить расходы хозяйственных агентов, т.е. может проводить эффективное регулирование экономического развития страны. Если же полагать, что спрос на деньги неустойчив, а предложение денег имеет эндогенный характер, то денежная политика Центрального банка будет неэффективна и более надежно можно регулировать экономику путем фискальной политики.
Какими же методами и с помощью каких экономических инструментов Центральный банк может осуществлять свою денежную политику?
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения монетарной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется разными методами.
Проводя монетарную политику, Центральный банк стремится обеспечить благоприятные условия экономического роста и преследует следующие цели:
– регулирования темпов экономического роста;
– смягчения циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы;
– сдерживания инфляции;
– достижения сбалансированности платежного баланса страны.
Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная дисконтная политика; изменение нормы обязательных резервов для банковских учреждении.
Главным направлением кредитно-денежной политики Центрального банка являются операции на открытом рынке. Суть этих операций – покупка и продажа государственных облигаций.
Продавая государственные облигации инвестиционным дилерам-брокерам, которые затем перепродают их коммерческим банкам, корпорациям и финансовым учреждениям, Центральный банк стремится добиться снижения банковских резервов, что ведет к сокращению депозитов.
Покупая государственные облигации, Центральный банк добивается обратного эффекта. Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются Центральными банками тех западных стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада).
Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального банка. Если Центральный банк поднимает ставку по кредитам, коммерческие банки вынуждены сократить объем заимствований, что в свою очередь ведет к повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.
Следут заметить, что интернационализация хозяйственной жизни отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в стране, то это приведет к отливу капиталов из этой страны, что ослабляет влияние этой политики на экономическую конъюнктуру.
Центральный банк во многих странах имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем единовременного изменения нормы обязательных резервов для всех банковских учреждений. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране. В 80-е годы западные страны внесли существенные изменения в кредитно-денежную политику своих Центральных банков. Произошел пересмотр основ экономической политики государств, выразившийся в отходе от кейнсианских постулатов и возвращении к неоклассическим идеям (концепции монетаризма). На практике это привело к переносу центра тяжести в экономической политике с традиционного ориентира – динамики процентной ставки – на изменение величины и темпов роста денежной массы.
Механизм проведения монетарной политики Центробанком заключается в следующем. Воздействуя различными методами на объем денежной массы и кредита, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса (предложение денег МS), норма процента (r), капиталовложения (I),совокупный спрос (AD), национальный доход (Y)..
Механизм реализации принятых Ценральным банком решений включает в себя пять этапов. На первом этапе Центральный банк своими действиями (например, покупая облигации у коммерческих банков или снижая минимальную ставку резервных требований) увеличивает денежную массу. На втором этапе происходит мультипликационное расширение банковских депозитов, предложение денег увеличивается. На третьем этапе рост предложения денег ведет к их удешевлению, то есть к падению процентной ставки, что расширяет спрос на инвестиции. На четвертом этапе результатом снижения процентной ставки будет увеличение частных и государственных инвестиций. И, наконец, на пятом этапе рост капиталовложений (инвестиций) повлечет за собой повышение доходов, расширение производства, увеличение занятости и ускорение темпов инфляции.
Таким видится кейнсианцам общий ход воздействия денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового национального продукта. Однако в реальной жизни денежная политика порой приводит к непредсказуемым результатам, ее эффективность снижается в результате развития побочных, сопутствующих процессов.
В экономике следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики государств.Неокейнсианцы исходят из посылки, что заработная плата и цены – это негибкие инструменты, они относительно стабильны. Поэтому правительство может довольно быстро добиться роста ВНП через увеличение денежной массы (согласно изложенной выше схеме). В долгосрочном плане эта политика уже не приведет к значительному росту ВНП, а вызовет лишь инфляцию.
Монетаристы считают иначе. В их представлении цены и заработная плата – это гибкие инструменты. Поэтому политика контроля над денежной массой и в краткосрочном, и долгосрочном периоде способна контролировать лишь темп инфляции.
Модель “IS–LM”
На базе кейнсианской теории известный английский ученый Дж.Хикс разработал стандартную равновесную модель рынка. 0бщее равновесие на реальном, (товарном) и денежном рынках исследуется с помощью аппарата кривых “IS–LM”.
Кривая “IS” (Investment-Saving) характеризует равновесие в товарном (реальном) секторе хозяйства. Эта кривая соединяет множество точек, представляющих собой комбинации ставки процента (r) и уровня реального дохода (Y), при которых рынок товаров находится в равновесии. С помощью алгебраического решения системы кейнсианских уравнений, характеризующих рынок товаров, Дж. Хикс доказал, что в графическом исполнении кривая “IS” должна быть наклонена с северо-запада на юго-восток, если на оси ординат мы откладываем величину ставки процента, а на оси абсцисс - уровень реального дохода (реального ВНП). Это означает, что чем меньше уровень реального дохода, тем выше должна быть ставка процента, чтобы достичь точки равновесия.
Кривая “LM” (Liquidity–Money) характеризует равновесие в денежном секторе экономики и проходит через точки, представляющие комбинации ставки процента и уровня реального дохода (ВНП), при которых денежный рынок находится в равновесии, т.е. существует равенство спроса на деньги и их предложение. Графически кривая “LM” должна быть наклонена с северо-востока на юго-запад. Это свидетельствует, что рынок денег будет в равновесии, если увеличению реального дохода будет соответствовать более высокая ставка процента.
Кроме того, на рисунке видно, что кривая “LM” имеет своеобразную конфигурацию: ее левая часть, которая отражает низкие значения ставки процента, расположена почти горизонтально, тогда как правая часть этой кривой близка к вертикали. Кривая “IS” может пересечь кривую “LM” в любой ее части. В этой связи возникают различные варианты равновесия.
Если кривая “IS” пересекает кривую “LM” в левой, почти горизонтальной ее части, то возникает парадоксальная ситуация, которую кейнсианцы называют “ликвидная ловушка”. Дело в том, что при почти горизонтальном расположении кривой “LM” и низкой ставке процента эластичность спроса на деньги по проценту приближается к бесконечности. холодильникПри такой ситуации подавляющее большинство хозяйственных агентов, предполагая в будущем рост ставки процента, будетпредъявлять спекулятивный спрос на деньги. В результате денежный рынок будет находиться в состоянии равновесия при любом уровне дохода, а норма процента не будет изменяться. Это делает неэффективной монетарную политику правительства: как бы ни возрастала денежная масса в результате действий Центрального банка, денежный рынок всеравно будет в состоянии равновесия при установившейся низкой норме процента и при любом уровне дохода (ВНП). Автоматические регуляторы рыночной экономики в этом случае перестают действовать. Единственным путем выхода из кризиса могли бы стать меры фискального (бюджетного) характера, предпринимаемые правительством и способствующие сдвигу кривой “IS” вправо, чтобы преодолеть кризис.