Рыночная экономика: достоинства и недостатки. Роль государства в рыночной экономике
Отличительные черты рыночной экономики. Система отношений собственности в рыночной экономике. Механизм рыночного ценообразования. Конкуренция продавцов и покупателей. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Основные задачи государства в рыночной экономике: обеспечение правовой основы функционирования рыночной экономики; защита конкуренции и регулирование монополий; перераспределение ресурсов и доходов; производство общественных благ; регулирование отрицательных внешних эффектов (экстерналий); регулирование макроэкономических пропорций. Борьба с инфляцией и безработицей. Предпринимательская деятельность государства.
Фундаментальные вопросы экономики ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить по разному решаются в различных экономических системах. Для выделения этих систем используют два основных критерия:
-форма собственности на средства производства,
-способ координации и управления экономической деятельностью.
С большой долей условности можно выделить модель традиционной, командно-административной (или централизованной) и рыночной экономики.
Рыночная экономика предполагает: господство частной собственности на ресурсы, использование рыночного механизма спроса и предложения для решения основных экономических вопросов) В идеале рыночный механизм (так называемая чистая рыночная экономика) исключает государственное вмешательство и регулирование, предполагает полную свободу рыночных сил. Государство лишь контролирует соблюдение "правил игры". Все субъекты рынка (домохозяйства, предприятия) действуют самостоятельно, имея в виду лишь собственный интерес и собственную выгоду. Вот как об этом написал известный английский экономист Адам Смит : "Человек невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это".
Таким образом, рыночной экономике присущи следующиечерты:
•частная собственность,
•свободное предпринимательство,
•ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения,
•конкуренция,
•ограниченная роль государства.
Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядомпреимуществ,присущих только ему:
· эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;
· возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках);
· гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия;
· оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии);
· регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т.е. свобода выбора и действий экономических субъектов;
· способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.
Вместе с тем рынок имеет и существенныенедостатки:
· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
· не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты);
· не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона);
· не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных;
· не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;
· не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица и т.д.).
Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.
Регулирующие функции государства в рыночной экономике сводятся к трем основным - законодательной, стабилизирующей, распределительной.
Законодательная функция предусматривает, что государство разрабатывает систему экономических, социальных и организационно-хозяйственных законов и постановлений, которые устанавливают определенные «правила игры», то есть правовые основы рыночной экономики, таким образом, гарантируя одинаковые права и возможности для субъектов всех форм собственности и хозяйствования .
Для защиты конкуренции как основного условия и регулятора рыночной экономики государство разрабатывает антимонопольное законодательство. Это дает возможность субъектам рыночной экономики реализовать свои интересы, заставляет их действовать согласованно и не нарушать объективных законов рынка. И происходит это естественно, без команд и приказов. Стабилизирующим функция государства заключается в поддержании высокого уровня занятости и ценовой равновесия, а также в стимулировании экономического роста. Для этого государство: 1) определяет цели, направления и приоритеты экономического развития, выделяет соответствующие ресурсы для их реализации, использует денежно-кредитные и бюджетно-налоговые рычаги 2) берет на себя организацию предложения денег; 3) обеспечивает занятость населения и стабильный уровень цен , проводя соответствующую фискальную и кредитно-денежную политику, направленную на предотвращение инфляции и безработице.
Распределительная функция связана, с одной стороны, с достижением более справедливого распределения доходов в обществе, а с другой - с более эффективным размещением ресурсов в рыночной экономике. Для осуществления этой функции, которая способствует исправлению определенных недостатков рыночной системы, государство: 1) осуществляет перераспределение средств групп населения, которые имеют высокие доходы, в пользу нетрудоспособных и малообеспеченных, проводя соответствующую фискальную политику, политику регулирования цен; 2) устанавливает и контролирует минимальный размер заработной платы; 3) берет на себя функцию обеспечения общественными благами, в производстве которых частные и коллективные субъекты не заинтересованы, но без этих благ не возможно существование общества.
Государство играет также важную роль в регулировании внешнеэкономических отношений и валютного рынка, миграции капиталов и рабочей силы, контролирования платежных балансов. Это способствует стабилизации национальной экономики и развития мирового хозяйства.
Выполнение государством регулирующих функций в условиях рыночной экономики обеспечивает достижение баланса экономики на макроуровне, проведение эффективной денежно-кредитной политики, социальная защита малообеспеченных слоев населения. Без регулирующего воздействия государства нельзя осуществить структурные преобразования, модернизацию материально-технической базы некоторых отраслей.
Итак, современная рыночная система органично сочетает свободную конкуренцию и рычаги государственного регулирования, т.е. является регулируемой социально ориентированной экономикой .
Государственное воздействие может осуществляться через использование таких мер как:
1. Введение потоварного налога (Т). Данная мера может вызвать сдвиг кривой предложения (88) вверх влево и установление новой более высокой цены равновесия (Р*= Ре + Т), а также нового меньшего равновесного объема продаж (Q*<Qе).
2. Государственные дотации (-Т). Представляют собой "налоги наоборот" и вызывают сдвиг кривой предложения вниз вправо, установление новой более низкой цены равновесия (Р*= Ре - Т) и нового большего равновесного объема (Q*> Qе).
3. Установление фиксированных цен. Последствия государственного вмешательства в рыночные цены зависит от того, фиксируются ли цены выше или ниже точки равновесия.
• ниже цены равновесия (на социально значимые товары, в целях не допустить их чрезмерного роста) - в результате возникает дефицит, ибо при цене Р*< Ре величина спроса превышает величину предложения и возникает товарный дефицит.
• выше цены равновесия (защита производителей какой-либо отрасли, например, сельского хозяйства) - избыток предложения, поскольку при цене Р*>Ре величина спроса меньше величины предложения. Данный избыток покрывается государственными закупками, финансируемыми в конечном счете за счет налогов).