Тема № 18. Бюджет и налоги. Бюджетно-налоговая политика.
Налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани и подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 г. Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства.
Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.
Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой – субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо).
С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Соответственно можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения). Другое состоит в стимулировании (дестимулировании) посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения).
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. В своей совокупности они образуют в России Налоговый кодекс Российской Федерации. Законы устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налогов.
Основные элементы налогообложения:
1) субъект налога – налогоплательщик, т.е. юридическое или физическое лицо;
2) объект налога – доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог. Это заработная плата, прибыль предприятия, ценные бумаги, доход, земля и т.д.;
3) налоговый период;
4) налоговая база – сумма налога, взимаемого с одного объекта;
5) налоговая ставка, или норма налогообложения – размер налога, приходящегося на единицу обложения. Налоговая ставка выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, она называется налоговой квотой;
6) порядок исчисления налога;
7) порядок и сроки уплаты налогов.
К элементам налога относятся также налоговые льготы, т.е. полное или частичное освобождение от налогов. В некоторых случаях льготы оформляются налоговым сертификатом – о полном или частичном освобождении от налогов в течение определенного времени.
Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, сформулированные еще А. Смитом. Это:
1) справедливость и равенство налогообложения;
2) эффективность налогообложения;
3) простота и доступность для исчисления.
В ходе подготовки российского закона о налоговой системе определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:
1) всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
2) стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
3) равнонапряженностъ, т.е. платежеспособность – взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, чтобы относительная, нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;
4) обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;
5) социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги можно классифицировать в следующие группы.
По способу обложения, или по экономическому содержанию, налоги делятся на:
1) прямые. Уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности. Это налог на доходы с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль. Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода.;
2) косвенные. При этом субъект налога и его носитель не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей товара, работы, услуги. Так, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются менее заметным образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемые покупателем и поступающие в государственный бюджет.
По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:
1) федеральные налоги и сборы.Перечисляются в общественный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;
2) налоги и сборы субъектов Российской Федерации – устанавливаются Налоговым кодексом РФ и республиканскими законодательными актами. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
3) местные налоги и сборы.Поступают в местный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В зависимости от направления использования налоги бывают общими и специальными:
1) общие налогипоступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;
2) специальные налогиимеют строго определенное назначение (например налоги, на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ утверждены три группы налогов и сборов: федерального уровня, регионального (субъекта Федерации) и местного.
Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, налог на доходы с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Налогово-бюджетная политика – одно из главных направлений экономической политики. Часто вместо термина «налогово-бюджетный» используют его синоним - «фискальный».
Фискальная политика может быть двух видов – дискреционная, т.е. действующая по своему усмотрению и недискреционная.